Содержание

Ожирение – это заболевание, характерным признаком которого является избыточное развитие жировой ткани в организме.

Различают первичное и вторичное ожирение.

Первичное – самостоятельное заболевание.

Вторичное – следствие неправильной работы желез внутренней секреции и поражения центральной нервной системы.

Также в зависимости от характера распределения жировой ткани выделяют:

• абдоминальное ожирение (мужской или андроидный тип) – локализация жировой ткани в брюшной стенке, в области лица, туловища, шеи
  • бедренно-ягодичное ожирение (женский или гиноидный тип) – локализация жировой ткани на ягодицах и бедрах.

Кроме того, заболевание подразделяется на общее и местное ожирение и имеет две стадии – прогрессирующую и стабильную.

Степени ожирения

• первая степень: увеличение массы тела на 29%
  • вторая степень: на 30-40%
  • третья степень: на 50-99%
  • четвертая степень: на 100%

Избыточная масса тела – общий признак всех форм ожирения.

Симптомы ожирения:

• превышение веса на 20% (расчет проводится с учетом роста, возраста, пола и конституции)
  • объем талии 100 см – у мужчин
  • объем талии 90 см – у женщин
  • соотношение объема бедер и объема талии больше «1» у мужчин и больше «0,45» – у женщин

При первой степени ожирения жалоб практически нет. При массивном ожирении наблюдаются:

• слабость
  • апатия
  • склонность к депрессиям
  • сонливость
  • подавленное настроение
  • нервозность
  • раздражительность
  • тошнота
  • горький привкус во рту
  • одышка (даже при незначительных физических нагрузках)
  • боль в суставах
  • боль в позвоночнике
  • отеки нижних конечностей
  • чувство голода ночью
  • постоянное чувство голода, усиливающееся во второй половине дня
  • жажда
  • нарушения менструального цикла у женщин
  • бесплодие
  • гирсутизм (женское заболевание, характеризующееся избыточным ростом волос по мужскому типу – на лице и теле)
  • снижение потенции у мужчин
  • склонность к угревым высыпаниям
  • трофические нарушения кожи
  • стрии (растяжки) розового цвета на бедрах, животе, плечах, в подмышечных впадинах
  • гиперпигментация
  • повышенное артериальное давление

Если вы обнаружили у себя похожие симптомы, не откладывайте на потом! Обратитесь за консультацией к квалифицированному врачу диетологу!

На фоне ожирения может развиться метаболический синдром.

Какую диагностику проводят в нашей клинике?

Для установления степени ожирения проводится взвешивание, измерение роста.

• Вычисляется ИМТ – индекс массы тела (индекс Кетле). Расчет производится по следующей формуле: масса тела в килограммах делится на квадрат роста в метрах. Полученный результат – индекс в пределах от 20 до 25 является нормой. Превышение индекса определяет степень ожирения.
  • Проводится дифференциальная диагностика типа ожирения: на основании значений индекса талия/бедро. Рассчитывается значение: отношение ОТ (окружность талии) к ОБ (окружности бедра).
  • Проводится исследование биоимпедансометрия – развернутый анализ состава тела.
  • Проведение анализа на содержание глюкозы в крови (натощак). Назначается при жалобах на жажду и сухость во рту.
  • Глюкозотолерантный тест. Назначается по показаниям.
  • Малый дексаметазоновый тест, рентген черепа и позвоночника. Проводится с целью дифференциальной диагностики гиперкортицизма и гипоталамического типа ожирения.
  • УЗИ органов малого таза и обследование у гинеколога. Проводится при нарушениях менструального цикла у женщин.

Мы проводим современную диагностику. Вы получите консультацию у опытного врача, который назначит Вам индивидуальное лечение по результатам обследования.

Когда диагноз "ожирение" уже установлен, важно регулярно контролировать показатели крови, чтобы не допустить развитие осложнений органов сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем. Для этого врачи Клиники ЭКСПЕРТ создали перечень базовых показателей.

Лечение ожирения

Поскольку ожирение – результат метаболических, клинических и гормональных нарушений, лечение заболевания должно быть комплексным.

Лечение включает в себя мероприятия, направленные на уменьшение избыточной массы тела, а также физические методы.

Потеря массы тела, в результате которой происходит снижение основного обмена, способствует сохранению энергии, полученной с приемом пищи. Это уменьшает эффективность лечения диетами. Поэтому в процессе лечения необходимо производить перерасчет суточной калорийности пищи. Кроме того, пациент нуждается в увеличении двигательной активности.

При неконтролируемом аппетите назначаются анорексигенные препараты.

Женщинам, страдающим ожирением, у которых функция яичников с потерей лишнего веса не восстанавливается, проводят медикаментозную терапию под наблюдением врача гинеколога.

Применяются также хирургические методы лечения (при ожирении четвертой степени).

Прогноз

Ожирение – один из основных факторов возникновения заболеваний сердца и сосудов. При отсутствии адекватного лечения прогноз ожирения неблагоприятен. Самостоятельные попытки избавиться от лишнего веса часто ведут к развитию серьезных осложнений.

Не занимайтесь самолечением! Доверьте свое здоровье квалифицированным врачам!

Рекомендации при ожирении

• Сбалансированная низкокалорийная диета, в которую включены продукты с низким содержанием углеводов и животных жиров. При этом продукты должны содержать достаточное количество минеральных веществ, белков, витаминов, клетчатки. Питание должно быть дробным. Показаны разгрузочные дни, например, фруктовые и белковые.
  • Необходимо наладить режим дня, проводить систематическую лечебную гимнастику. Хорошие результаты дает массаж.

Не рискуйте своим здоровьем. Запишитесь на прием к врачу.

Можно ли избавиться от ожирения?

Ожирение – это хроническое, рецидивирующее заболевание. Следовательно, оно существует у пациента на протяжении жизни (хроническое) и заболевание возвращается (рецидивирует) при отсутствии лечения. Поэтому нужно всегда применять меры борьбы с этим недугом, как можно дольше не дать ему вернуться.

Ожирение – генетическое заболевание?

Вероятнее всего – да, но не только. Поэтому обычное ожирение называют «экзогенно-конституциональным». Конституциональное – зависящее от природы и экзогенное – связанное с перееданием. Причем переедание – главный фактор ожирения. Без переедания генетическая особенность так и останется особенностью.

Ожирение из-за приема различных препаратов, не стоит и бороться с ним.

Многие лекарственные препараты способны вызвать нарушение обмена веществ, когда метаболизм становится медленным или когда неукротимо повышается аппетит, или когда происходит перераспределение собственного подкожного жира. Эти препараты известны врачам. При назначении Вам препаратов, следует поинтересоваться, могут ли они влиять на вес. При все равно, без фактора нарушенного питания, даже при всех особенностях таблетированных препаратов, вес связан с избытком поступления калорий в организм. Поэтому лечение одинаково для любого вида ожирения.

В нашей семье все «крупные». Это такая особенность?

Прежде всего, семья – это традиции. Если в семье традиция вкусно и много поесть, вести малоактивный образ жизни, то все в этой семье будут иметь ожирение. Обратите внимание на родителей и детей. Очень часто, если у одного из них есть лишний вес, то он есть у каждого.

На фоне «быстродействующих» различных диет достигнут желаемый вес, но после возвращения к обычному питанию вес вновь повысился до больших цифр, чем был. Почему?

Это происходит потому, что на диете нельзя «посидеть» и….встать. Это не стул и не «курс антибиотикотерапии», когда за короткий срок можно победить заболевание. Рациональный образ питания (не та строгая новомодная диета, которую Вы еле выдержали) должен остаться с Вами навсегда. От момента, когда Вы задумали привести свой вес в порядок, до последнего вздоха. Чудеса бывают редко.

Истории лечения

История №1

Пациентка К., 42 года. Жалуется на избыточный вес, продолжающийся набор массы тела, несмотря на ограничения в питании. Вес стала набирать после беременностей. Периодически применяет «разные диеты», которые дают быстрый эффект, но вскоре после окончания диеты вес снова возвращается, иногда в большем количестве. Настаивает, что ест не много. Мать пациентки также страдает ожирением.

В беседе с пациенткой выяснено, что питание хоть и небольшое по объему, но высококалорийное (майонез, орехи, масло, выпечка). При осмотре: вес избыточный, 107 кг. Рост 164 см. Окружность талии 100 см, окружность бедер 122 см. Распределение подкожной жировой клетчатки равномерное, больше в области ягодиц и бедер. Патологии щитовидной железы и органов брюшной полости не выявлено.

Врач рекомендовал пациентке рациональное питание, объяснил понятие калорийности продуктов пищи(белков, жиров, углеводов). Составили план наблюдения. На фоне диеты пациентка через 2 месяца стала постепенно, но стабильно снижать вес. К исходным цифрам (до беременностей) вес не вернулся, но достиг «верхней границы» нормальной массы тела, соответственно росту.

История №2

Пациент М., 56 лет. Жалуется на одышку, ограничивающую активное передвижение (из-за этого не может заниматься спортом), повышение артериального давления, боли в суставах, избыточный вес (проблему веса, однако, считает второстепенной). Вес стал набирать после 40 лет.

В настоящее время М. - руководящий работник, часто в «разъездах». Питание редкое, бывают большие пропуски в приеме пищи из-за нехватки времени.Н ередко прием алкоголя в значительном количестве. Не завтракает, приходит с работы поздно, голодным. После обильного ужина ложится спать. В выходные дни в основном «отсыпается».

При осмотре: избыточный вес 114 кг. Рост 172 см. Окружность талии 116 см, окружность бедер 98 см. Отложение подкожного жира в основном в области живота. Артериальное давление 148/90 мм рт. ст. В лабораторных данных - повышение холестерина, мочевой кислоты, печеночных показателей, умеренное повышение уровня глюкозы крови. При УЗИ брюшной полости выявлено увеличение в размерах печени, признаки жирового гепатоза.

Врач назначил диетотерапию и объяснил принцип питания и выбора продуктов при избыточном весе. С супругой пациента врач провел беседу о питании, т.к. именно она занимается приготовлением пищи и объяснил последовательность возникновения симптомов болезни, когда ожирение стоит не на последнем, а на первом месте среди жалоб и все они обусловлены как раз избыточным весом.

Дополнительно больному назначены препараты для коррекции артериального давления, холестерина, гепатопротекторы. Обязательно занятия физкультурой. На фоне изменения образа жизни и питания пациент снижает массу тела. Артериальное давление и сахар крови нормализовались. Лечение продолжается.

Кто лечит ожирение