эндокринная система

Эндокринная система регулирует при помощи гормонов, выделяющихся непосредственно в кровь или через межклеточное пространство:

• рост и развитие организма
  • репродуктивную функцию
  • половую дифференцировку.

На протяжении человеческой жизни, от рождения до смерти, гормоны, вырабатываемые эндокринными органами (эпифизом, гипоталамусом, гипофизом, щитовидной, поджелудочной железой, надпочечниками, половыми железами), играют важнейшую роль практически в каждом жизненно важном процессе нашего организма. Все органы эндокринной системы тесно взаимодействуют между собой и имеют четкий механизм ступенчатой регуляции.

Вырабатываемые ими гормоны оказывают влияние практически на все органы и системы. Это объясняет тот факт, что даже при незначительном сдвиге функции хотя бы одной эндокринной железы происходят существенные изменения в работе не только в других органах этой системы, но и в организме в целом.

Чем занимается эндокринология и что лечит эндокринолог?

Эндокринология изучает строение, работу, функции и болезни желез внутренней секреции и продуцируемых ими гормонов.

Врачи эндокринологи занимаются лечением заболеваний, возникающих в результате нарушения функций эндокринных желез и проблем, вызванных последствиями нарушений гормонального баланса.

Число больных эндокринными заболеваниями увеличивается с каждым годом. К началу XXI столетия данная патология (особенно сахарный диабет и заболевания щитовидной железы) приобрела масштабы эпидемии, а наличие высокого риска развития у этой категории пациентов тяжелых системных осложнений является серьезной проблемой для населения земного шара в целом.

Помните, многие заболевания эндокринной системы протекают без явных симптомов. Именно поэтому профилактический осмотр врача эндокринолога рекомендуется проходить хотя бы один раз в год!

Причины нарушения функции гормонов

Причины нарушения нормальной функции включают в себя:

• врожденные генетические аномалии, при которых происходит синтез аномальных гормонов
  • недостаток гормонов из-за сниженной выработки при наличии новообразований, заболеваний наследственного характера, инфаркта миокарда, перенесенных тяжелых инфекций, аутоиммунных процессов
  • избыток гормонов из-за повышенной выработки при наличии злокачественных опухолей, неправильной функции эндокринной железы, ятрогенных причин (при приеме гормоносодержащих лекарственных препаратов)
  • резистентность тканей организма к гормонам при нарушении нормальной реакции организма на повышенное количество гормонов, поступающих в кровь (при наследственных болезнях, дефектах рецепторов тканей и появлении антител к гормонам).
Симптомы:

симптомы эндокринных нарушений

Когда нужно обратиться к врачу эндокринологу?

• при наследственном факторе (т.е. при наличии заболеваний щитовидной железы и сахарного диабета у близких родственников)
  • при ожирении II и III степени
  • при избыточной сухости кожных покровов или потливости
  • при нарушениях работы сердечно-сосудистой, нервной системы (тахикардия, бессонница, повышенная нервная возбудимость)
  • при астении
  • при постоянной жажде
  • при частом мочеиспускании
  • при гинекологических проблемах у женщин (нарушении менструального цикла или его отсутствии)
  • при бесплодии у женщин и мужчин
  • при планировании беременности у группы риска
  • при снижении полового влечения, фригидности и импотенции.

Специфика эндокринных заболеваний предполагает особый подход, высокую квалификацию, внимательность и опыт врача при сборе анамнеза. Опрос пациента и внешний осмотр при эндокринных заболеваниях является одним из основных методов постановки диагноза. Кроме того, для постановки точного диагноза требуется обращать особое внимание на состояние психики, темперамент, эмоциональность. Необходимо тщательно анализировать все факторы, в т.ч. семейный и наследственный анамнез.

Самостоятельно установить диагноз при эндокринных нарушениях невозможно!

Сахарный диабет

• жажда, сухость во рту
  • частое мочеиспускание с большим количеством мочи
  • иногда - обезвоживание организма (дегидратация)
  • потеря массы тела
  • кожный зуд
  • частые инфекции, в том числе гнойничковые заболевания кожи
  • похолодание конечностей, обусловленное нарушением кровоснабжения
  • рецидивирующий вагинальный кандидоз («молочница»).

Тиреотоксикоз (повышение функции щитовидной железы)

• увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение ритма сердца (экстрасистолия, мерцательная аритмия)
  • прогрессирующее похудание на фоне нарастающей слабости и повышенного аппетита
  • выпадение волос, ломкость ногтей
  • плаксивость, раздражительность, суетливость движений, дрожание (тремор) пальцев рук или всего тела
  • поражение глаз, характеризующееся болезненностью, покраснением век, слезотечением из-за воспаления клетчатки, которая находится позади глаза и глазодивигательных мышц, глаз выступает из орбиты («глаза на выкате» или экзофтальм) - классическая картина повышенной функции щитовидной железы
  • развитие тяжелых осложнений беременности.

Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы)

• постепенная прибавка массы тела
  • сухость, утолщение кожи, изменение её цвета (желтушный, восковой)
  • огрубение черт лица
  • нечёткость речи, изменение тембра голоса
  • редкий пульс
  • появление одышки при физической нагрузке
  • снижение памяти
  • апатия, отсутствие интереса к окружающему
  • запоры.

Необходимо отметить, что в своеобразной группе риска находятся люди с астеническим типом телосложения, а также люди, страдающие ожирением.

Все акции

ФиброМакс сдать анализ
ФиброМакс - комплексный анализ крови - назначается пациентам с заболеваниями печени. Фибромакс определяет степерь повреждения печени:
ФГДС с тестом на хеликобактер
ФГДС - это самый надежный метод обследования при подозрении на такие заболевания желудка и кишечника, как гастрит, атрофия слизистой, язвенная болезнь и другие.