В Клинику ЭКСПЕРТ обратилась женщина 58 лет в присутствии и при поддержке супруга (надо сказать — не редкость к чести мужчин), находящаяся на курсе химиотерапии по поводу опухоли головного мозга (актуальная тема в настоящий момент в связи с чередой смертей известных людей нашего времени от этого диагноза). Евгения Николаевна Зиновьева, гдавный врач, терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог высшей категории, к.м.н., доцент делится историей из своей практики.

Очередной курс лечения оказался под угрозой ввиду резкого повышения печеночных показателей и билирубина. И опять короткий срок, отведенный для решения данного вопроса — 2 недели! У пациентки при полном понимании серьезности ситуации — огромная жажда жизни. Физическая нагрузка на тренажерах, чтобы быть в тонусе, чтение стихов, чтобы не ухудшалась память. Достойно восхищения. Нередко такое встречаю в своей практике: в ряде случаев — стойкость, а может быть срабатывает система защиты центральной нервной системы, а возможно, что все вместе.

Проведена диагностика для исключения других форм поражения печени (прежде всего — острых вирусных гепатитов) и сразу же начат курс массивной терапии для получения максимально возможного эффекта для того, чтобы не дать опухоли головы поднять голову! Реальная этапная победа! Показатели функции печени снижаются до того уровня, при котором пациентка может планово пойти на химиотерапию — маленькую, но надежду на жизнь. Вместе с семьей мы одолели 4 курса «химии» по плану, как полагалось по современным мировым стандартам онкологии... НО... болезнь оказалась сильнее.

Получаю письмо по электронной почте от супруга, точнее вдовца... со словами благодарности???!!! Благодарности за то, что при поддержке организма его любимой женщины мы все вместе (онкологи прежде всего, конечно) провели максимально возможную терапию в современных условиях для спасения жизни. И у него нет угрызений совести, что что-то не доделал. Сделал все, что мог и что процесс лечения, несмотря на его сложность и трагичность он вспоминает с теплотой.

Данный клинический случай отражает проблему давно известную в поговорке: «одно лечим — другое калечим». Но, для категории онкологических больных, а их в наше время становится все больше и больше, мы идем на это вынужденно, потому что перед нами (пациентов и врачом) стоит глобальная, жизненно важная цель: выжить — для пациента и спасти жизнь больного — для врача! Зная законы действия «препаратов-убийц» опухолевой ткани, врачи нашего центра могут поддержать на сколько возможно в каждой конкретной ситуации функцию печени для того, чтобы противоопухолевые препараты применялись по плану и с максимальной эффективностью для победы над болезнью.

В ряде случаев, при онкологических заболеваниях, в частности, врачи заведомо вынуждены для спасения жизни назначать токсичные для печени препараты, действующие на причину смертельного заболевания.

И тогда подключаются наши врачи! Именно они продумывают и просчитывают подбор оберегающих препаратов для печени в процессе химиотерапии, в перерыве, непосредственно перед ней и после. При этом необходимо оценивать 3 основные группы факторов, существенно влияющих на риск реализации лекарственного поражения печени: свойства самого препарата, особенности организма в конкретном случае и прочие факторы (масса тела, экология, употребление алкоголя, повторное применение данного лекарственного средства, беременность и пр.). Только врач-специалист может отдифференцировать простую реакцию печени на лекарство, например — на антибиотик или развитие лекарственного гепатита.