Поделитесь с друзьями

Метотрексат (мтх) - цитостатик, иммуносупрессант. Назначается по куче показаний: от псориаза до рака. Различается доза. В ревматологии используются дозы 10-30 мг в неделю.

1. С чем совместим и не совместим мтх?

МТХ - антагонист фолиевой кислоты (ФК). Т.о. он не совместим с ФК. ФК назначается на следующий день после приема мтх (сразу недельная доза) или по 1 мг, кроме дня приема метотрексата. При приеме мтх требуется прием 5-10 мг ФК в неделю.

Несмотря на сообщения об усилении токсичности, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС) и ингибиторы протонной помпы (омепразол и т.д) часто назначаются совместно с мтх.

Другие базисные препараты (лефлуномид/сульфасалазин) и ГИБТ тоже часто используются в комбинации.

Врач знает о взаимодействиях. Мы даже используем их во благо:

мтх используется как стероидсберегающий препарат (помогает нам снизить дозу глюкокортикоидов). Этот эффект применяется при лечении б. Стилла взрослых, ревматической полимиалгии и др.

еще мтх не дает развиваться вторичной резистентности при приеме ГИБТ (не дает образовываться антителам к препарату).

Перейдем к антибиотикам (АБ).

Обычно, когда требуется прием АБ, есть серьезная инфекция, тогда мтх и так временно отменяется. Токсичность мтх могут усиливать пенициллины, поэтому стараемся АБ из этой группы избегать. Самостоятельно себе АБ назначать нельзя.

2. Почему инъекции лучше?

Существуют таблетированные и инъекционные формы (подходят для подкожного, внутримышечного и внутривенного введения).

+ инъекций: лучше биодоступность, лучше переносимость (меньше тошнит)

- инъекций: стоимость, страх при выполнении инъекций себе самому

Вообще первой линией идут таблетки, но в нашей стране продаются только таблетки производства РФ, которые уступают по качеству зарубежным производителям, поэтому мы рекомендуем инъекции (или покупку таблеток за границей).

3. Какие анализы нужно сдавать и как часто?

АЛТ, АСТ, креатинин, общий анализ крови сдается 1 раз в месяц первые 3 мес лечения, затем раз в 3 мес, при достижении ремиссии - раз в 6 мес.

При повышении АЛТ и АСТ более, чем в 3 раза от верхней границы нормы мтх отменяется. Гепатопротекторов не нужно. Просто ждем, пока трансаминазы придут в норму САМИ.

При снижении лейкоцитов менее 4, тромбоцитов менее 150 препарат также отменяется.

СРБ нужен для ревматолога, чтобы оценить активность заболевания и эффективность терапии

4. Как уберечь печень и почки?

Сдавать анализы, не забывать принимать ФК, вести ЗОЖ. Всё. Никаких гепатопротекторов (эссенциале и т.п) не нужно.

5. Можно ли снижать дозу?

Только если врач разрешил при стойкой ремиссии доза может быть снижена.

6. Можно ли пропускать прием?

Да, по уважительной причине: тяжелая инфекция (не просто сопли) и 2 нед после вакцинации (рекомендации Ассоциации ревматологов России). Если вдруг уехали на выходные и забыли шприц, можно перенести инъекцию на несколько дней.

7.Можно ли алкоголь?

Алкоголь гепатотоксичен, мтх потенциально тоже.. но все мы люди. Рекомендую не пить в день приема мтх