Поделитесь с друзьями

Вы перенесли тот самый Ковид? И вроде бы все уже позади, но как-то трудно восстановиться… Давайте рассмотрим, что же происходит? Просто тяжелая инфекция или за этим кроется иная проблема?

Пост-Covid или постковидный синдром, или Long Covid представляет собой последствия короновирусной инфекции (COVID-19), при которой многие пациенты страдают рядом долгосрочных симптомов или синдромов (от 12 до 24 недель). Данное состояние уже внесено в Международный Классификатор Болезней МКБ – 10 c  «Post COVID-19 condition».

Данный синдром включает несколько составляющих, уже описанных в мировой медицине. Вероятно, со временем и накоплением опыта в изучении данного заболевания  ряд аспектов будет пересмотрен.

Итак: казалось бы, что на первом месте должны быть изменения со стороны легких. Действительно, после излечения и восстановления легочной функции ряд пациентов предъявляют жалобы на кашель, тяжесть в грудной клетке и одышку, но это не является самым тяжелым проявлением.

После перенесенной ковид-инфекции реже могут развиваться сосудистые осложнения – микротромбозы с поражением различных органов и тканей, нарушения работы сердца у лиц, перенесших миокардит – воспаление сердечной мышцы.

После массивных курсов антибактериальной терапии, применявшейся у ряда пациентов могут развиться различные нарушения микрофлоры кишечника со стойкими поносами и дополнительной интоксикацией, что требует соответствующей специфической терапии.

И, наконец, одно из самых социально-значимых проявлений…

Четко описано, что стойкая (длительная) потеря обоняния и вкусовых ощущений  или медленно их восстановление, а в ряде случаев появляющееся после этого извращение обоняния и вкуса (приступообразное ощущение неприятных запахов и привкусов, например – запах сероводорода) свидетельствует о вовлечении в процесс центральной нервной системы. К этой же группе повреждений можно отнести, выраженную слабость («не могу встать с кровати»), апатию, агрессию, депрессивные расстройства, сто может усугубляться внешним социальным воздействием (в семье: «чего все время лежишь?!», на работе: конфликты из-за потери работоспособности, невозможности простроить банальные логические цепочки, проявления амнестической афазии – «вижу предмет – не могу его назвать», снижение памяти, восприятия событий, обучаемости, ощущение отравления организма). Некоторые пациенты описывают онемение и похолодание конечностей, что обусловлено вовлечением в патологический процесс периферической нервной системы.

Для коррекции указанной симптоматики и более быстрого восстановления врач невролог нашей клиники проведет обследование и дифференциальную диагностику, является ли это состояние постковидным синдромом (мы понимаем, что под этой маской могут протекать и другие неврологические состояния), назначит лечение, объем и тактика которого будет зависеть от тяжести проявлений.

В случае стойкого сохранения указанных симптомов врачи нашей клиники (невролог, кардиолог, гастроэнтеролог, психотерапевт), уже имеющие опыт работы с такими «выздоровевшими» пациентами (по мировой статистике постковидные осложнения встречаются от 12 до 20% случаев), придут к Вам на помощь.