Поделитесь с друзьями

Ишемическая болезнь сердца (ИБС), несмотря на то что, в названии есть слово «сердце», является заболевание артерий, в частности, коронарных артерий. Коронарные артерии это артерии сердца, которые его питают и обеспечивают его оптимальную работу. Так вот, когда кровоток по коронарным артериям нарушается – это и есть ишемическая болезнь сердца.

Из-за чего происходит нарушение кровотока по коронарным артериям, наиболее частые причины:

• Атеросклероз коронарных артерий (95% всех случаев ИБС);
  • Спазм коронарных артерий;
  • Миокардиальные мостики (пережатие коронарных артерий мышечными волокнами сердца);

Подробно о причинах ишемии миокарда можно узнать на рисунке

*Рисунок взят из телеграм канала «Профессия - кардиолог».

Теперь когда мы понимаем из-за чего возникает ишемическая болезнь сердца, мы можем понять какие методы диагностики позволят обнаружить изменения в сосудах или признаки ишемии сердца, то есть нехватки кислорода для его работы.

Предварительно диагноз ИБС можно поставить без каких-либо обследований. Необходим лишь осмотр врачом-терапевтом или кардиологом, ему важно понять ваши жалобы, уточнить имеются ли у вас факторы риска (предрасполагающие факторы) к развитию ИБС, и если врач подозревает это заболевание, то он обязательно отправит вас на дополнительные обследования.

Основной и наиболее частый признак ИБС – это стенокардия. Стенокардия – это:

• боль (или дискомфорт) в грудной клетке, которая может отдавать в левую руку, спину или нижнюю челюсть, реже – в область живота, длительностью от 2 до 5 минут (меньше 20 минут). Эквивалентом такой боли может быть одышка, ощущение жжения в груди или тяжести;
  • то что описано выше, возникает при физической нагрузке или выраженного психоэмоционального стресса, иногда после обильного приема пищи, выхода на холод;
  • боль в груди быстро исчезает после нагрузки или через 1-3 минуты после приема нитроглицерина.

Все что я описал выше – это признаки типичной стенокардии, но бывают и атипичные признаки стенокардии, поэтому даже если ваши симптомы не такие как я описал, то это не значит, что они не связаны с ИБС.

Всем пациентам с ИБС мы выполняем следующие обследования:

• липидный профиль крови. Он позволяет понять насколько у человека увеличен холестерин и его различные фракции, при увеличении которого, диагноз ИБС становится более вероятным.
  • общий анализ крови и мочи, глюкозу крови, ТТГ, креатинин и др. Эти и другие исследования позволяют выявить сопутствующие заболевания и учитывать их при назначении препаратов.
  • Электрокардиография (ЭКГ). Важное исследование, но почти всегда оно выполняется в состоянии покоя и поэтому может быть совершенно нормальной, без патологии, а ИБС при этом есть. Все потому, что признаки ишемии возникают при нагрузке, а не в покое.
  • Эхокардиография (ЭХО-КГ). Это исследование позволяет понять насколько хорошо работает сердце, оценить его насосную функцию, оценить клапаны сердцу и что, наверно, самое важное – исключить другие причины боли в грудной клетке. Также как и с ЭКГ, ЭХО-КГ выполняется в состоянии покоя и при ИБС может быть нормальной.
  • Стресс-ЭХО-КГ и стресс-ЭКГ. Эти исследования наиболее доступны в нашей стране и они позволяют с высокой точностью понять есть у человека ишемия миокарда или нет. Суть исследования заключается в том, что человек выполняет нагрузку на велотренажере или на беговой дорожке, эта нагрузка постепенно возрастает, а в ходе этой нагрузки врач-кардиолог выполняет ЭКГ, ЭХО-КГ и при нагрузке может увидеть специфический признаки характерные для ИБС.
  • МСКТ-коронарография. Альтернативой стресс-тестам может быть компьютерная томография коронарных артерий с контрастным веществом. Это исследование позволяет увидеть врачу как распространяется контрастное вещество по сосудам сердца. Если в некоторых местах сосудов контрастное вещество проходит не очень хорошо, то мы понимаем, что в этом месте есть атеросклеротическая бляшка, которая может приводить к недостаточному поступлению кислорода к сердечной мышце.

Подходы к лечению ИБС:

Важно 2 момента:

• не допустить развития осложнений ИБС, а это инфаркт и смерть;
  • улучшить качество жизни человека, чтобы он не страдал от стенокардии\одышки или других симптомов ИБС, которые могут мешать ему жить.

Чтобы не развился инфаркт миокарда и, соответственно, минимизировать риск смерти, важно принимать препараты из группы антиагрегантов, например, аспирин (кардиомагнил, тромбоасс, ацекардол, аспиринкардио и др.). Это лекарство препятствует образованию тромбов в артериях на поверхности атеросклеротической бляшки при их разрыве, тем самым не возникает полной закупорки артерии сердца и кровоток в сосуде сохраняется, и инфаркта не возникает. Следующий класс препаратов, который снижает риск смерти, инфаркта, а также прогрессирование атеросклероз – это статины. Эти лекарства снижают уровень холестерина, что замедляет, а иногда, позволяет привести к регрессу атеросклероз. Также статины снижают воспаление в атеросклеротической бляшке, что позволяет снижать риск ее разрыва и, соответственно, тромбоза.

Чтобы улучшить качество жизни человека мы используем несколько разных препаратов в зависимости от ситуации. Одним из таких препаратов может быть бета-блокатор (бисопролол, метопролол, карведилол, небивалол), это лекарство за счет снижения частоты сердечных сокращений, уменьшает выполняемый объем работы сердца за 1 минуты, для меньшего объема работы необходимо меньше кислорода, поэтому даже при недостаточном поступлении кислорода к сердцу, его достаточно для выполнения небольшой работы и тем самым боль в груди (стенокардия) не возникает. Следущим препаратом, который мы можем использовать – это блокаторы кальциевых каналов, например, амлодипин. Он расширяет сосуды, в результате чего объем притока крови по сосудам сердца увеличивается и риск стенокардии снижается. Препараты нитроглицерины тоже расширяют сосуды, что позволяет им быстро купировать приступ стенокардии. Есть и другие классы препаратов, которые мы дополнительно можем использовать при недостаточной эффективности вышеописанных лекарств. Это и ивабрадин (уменьшает частоту сердечных сокращений), это и никорандил, ранолазин, триметазидин (предуктал).

При неэффективности медикаментозного лечения, а также при выраженном нарушении качества жизни, возможно хирургическое лечение ИБС. Это и постановка стентов в сосуды сердца. Специальная конструкция, которая восстанавливает кровоток в сосудах сердца. Также может быть операция аорто-коронарного шкнтирования. У человека берется его сосуд, как правила вена на ноге и подшивается к сосудам сердца как дополнительный сосуд, который берет на себя функцию тех сосудов, которые уже не способны обеспечивать сердце кислородом.

Ишемическая болезнь сердца — это серьезное заболевание, требующее своевременной диагностики и лечения для предотвращения таких осложнений, как инфаркт миокарда. В нашей клинике применяются современные методы диагностики, включая ЭКГ, нагрузочные тесты и другие исследования, позволяющие точно выявить степень поражения коронарных артерий. Для эффективного и индивидуального подхода к лечению мы приглашаем вас на консультацию к врачу-кардиологу Игнату Валерьевичу Рудченко. Он поможет разработать оптимальный план диагностики и терапии для вашего здоровья. Запишитесь на прием уже сегодня.

Рудченко Игнат Валерьевич
Врач – кардиолог, терапевт. к.м.н.