Содержание

Радикулопатия (корешковый синдром) – неврологический синдром, причиной которого является раздражение спиномозговых корешков. Каждый корешок соответствует телу своего позвонка и расположен на одном с ним уровне. Он проходит в узком межпозвонковом отверстии, окружен мышцами, связками и сосудистыми сплетениями. Проблемы с любым из этих образований может вызвать раздражение и/или сдавление корешка.

Таким образом, происхождение радикулопатии и возникновение боли обусловлено положением корешков.

Возможные причины возникновения корешкового синдрома:

• механические травмы
  • слабый мышечный каркас спины
  • нарушения обмена веществ
  • гормональные нарушения
  • возрастные дегенеративные изменения
  • хронический воспалительный процесс
  • последствия оперативных вмешательств
  • нарушения осанки (сколиоз и пр.)
  • тяжелые физические (динамические и статические) нагрузки
  • гравитационные нагрузки
  • аномалии развития позвоночника
  • опухолевые процессы
  • сужение ходов спинномозгового канала (из-за смещения позвонков)
  • сужение фораминальных (межпозвонковых) отверстий
  • протрузии и грыжи межпозвонковых дисков

Развитие дегенеративно-дистрофических изменений в межпозвонковых дисках происходит с течением времени в результате совокупности факторов. Изменения в межпозвонковых дисках проявляются истончением и утратой эластичности. При отсутствии адекватного лечения наступает их разрушение.

Таким образом, условия для выпячивания диска созданы. Процесс осуществляется в наиболее истонченном участке наружного фиброзного кольца.

Когда происходит разрыв фиброзной оболочки, ядро диска выступает наружу.

Начальная стадия характеризуется формированием протрузии межпозвонкового диска. Разрыва фиброзного кольца в этом случае не происходит.

И в случае разрыва фиброзного кольца, и в случае образования протрузии, когда кольцо остается целым, позвонковый диск оказывает действие на нервные корешки, которые располагаются по бокам от позвоночного столба. В начальной стадии процесса раздражение затрагивает только оболочки. В дальнейшем, если процесс не остановлен, происходит сдавливание корешков. Такой процесс носит название дискогенной радикулопатии.

Корешковый синдром протекает в две стадии:

• при первой, неврологической стадии,происходит повышение чувствительности, резкие и неожиданные острые боли, характерное напряжение мышцы, болезненность паравертебральных точек при надавливании
  • при второй, невротической стадии, наблюдается снижение чувствительности в области иннервации нервных пучков, образующихся из поврежденных корешков; при врачебном осмотре выявляется угасание периостального рефлекса и диагностируется частичная гипотрофия. Характерные для первой стадии напряжение мышц и интенсивная боль сохранены.

Типы радикулопатии

• шейная (часто встречающаяся)
  • грудная (редкая форма)
  • шейно-грудная
  • поясничная
  • пояснично-крестцовая
  • комбинированная форма (часто встречающаяся)
  • генерализованная форма

Симптомы

Для каждого типа радикулопатии характерно наличие определенного набора симптомов.

Общий симптом – боль разной степени выраженности. Боль может варьироваться от не слишком интенсивной, до весьма значительной. Острая боль часто ограничивает подвижность конечностей и тела и приводит к тому, что вести обычный образ жизни становится невозможно, что сказывается на качестве жизни пациента.

Симптомы шейной радикулопатии

Чаще всего острая боль возникает в утренние часы. Это может быть:

• боль в шее
  • головная боль (иногда очень интенсивная)
  • боль в плечевом суставе
  • боль в руке
  • болезненность и/или скованность мышц шеи
  • парестезия (нарушение чувствительности, сопровождающееся чувством жжения, покалывания, онемения, холода)
  • обменные нарушения (сухость кожных покровов, их шелушение, холодность кожи при прикосновении к пораженному участку)

Важно! Если Вы обнаружили у себя подобные симптомы, лечение необходимо начать без промедления. Не стоит надеяться на «домашние» методы. Они способны дать лишь временный эффект и не устранят причину заболевания.

Только квалифицированный врач невролог точно определит тип заболевания, назначит обследование и адекватное лечение.

Симптомы грудной радикулопатии

Наряду с общими симптомами, характерными для всех типов радикулопатии, при грудной форме наблюдаются:

• опоясывающая боль, боль между лопаток, за грудиной и в области нижних ребер
  • боль, отдающая в плечо и подмышечную впадину
  • боль, иррадиирущая в средний палец
  • слабость трицепса
  • при врачебном осмотре выявление снижения трицепитального рефлекса

Самостоятельно диагностировать заболевание сложно. Следует учитывать, что симптомы грудной радикулопатии напоминают симптомы стенокардии и других опасных заболеваний.

Самостоятельное лечение может нанести непоправимый вред!

Симптомы пояснично-крестцовой радикулопатии

Пояснично-крестцовый неврологический синдром характеризуется (наряду с аналогичными симптомами при других видах радикулопатии):

• интенсивной болью в стопе, бедре и ягодице
  • острыми болями в пояснице, отдающими в конечность
  • нарушениями двигательной функции вследствие неловкого наклона или резкого движения
  • потерей чувствительности нижней конечности, ослабление мышц нижних конечностей

Диагностика

Для постановки точного диагноза и назначения адекватного лечения врач невролог на первичном приеме проводит неврологическое обследование и выясняет характер, длительность и интенсивность боли, а также характер нарушений чувствительности и двигательных нарушений. При необходимости могут быть назначены дополнительные инструментальные исследования в нашей клинике (рентгеновское исследование, с помощью которого устанавливается степень деформации и дегенеративно-дистрофических изменений, признаки нестабильности и смещения позвонков) или в диагностических центрах города (магнитно-резонансную томографию, компьютерную томографию, электромиографию и пр.)

Лечение радикулопатии

Начало лечения – соблюдение полного покоя и применением различных местных средств.

Поскольку эффективность лечения зависит от установления точного диагноза и уточнения причины, вызвавшей сдавливание нервных корешков, обращение к квалифицированному врачу неврологу является первоочередной задачей. В ряде случаев, тяжесть последствий будет меньше после быстрой помощи, которую может оказать врач-остеопат методом мануальной или тракционной терапии (вытяжением).

Следующий этап лечения – снятие болевого синдрома. Для этого используются различные лекарственные препараты, которые могут быть назначены в виде инъекций, в том числе внутривенно, капельно в комфортных условиях дневного стационара.

Третий этап – восстановительный курс, который запускает процессы физиологического восстановления нервов, спиномозговых корешков и хрящевой ткани межпозвоночных дисков.

Пациентам рекомендуют массаж, физиотерапию, рефлексотерапию.

Квалифицированные врачи неврологи нашей клиники, имеющие большой опыт в лечении радикулопатий, дадут Вам индивидуальную консультацию и разработают для Вас индивидуальную схему лечения с и последующей реабилитации.

Прогноз

В большинстве случаев прогноз благоприятный. Однако, в ряде случаев пациенты направляются на консультацию к врачам нейрохирургам и ортопедам.

Неблагоприятные факторы:

• пожилой возраст
  • длительные статические или физические нагрузки
  • хлыстовые травмы
  • табакокурение
  • аномалии развития

Профилактика и рекомендации

Рекомендации носят общий характер и не могут использоваться для самолечения.

Показана психотерапия, массаж, лечебная физкультура, плаванье, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение (бальнеологические курорты). Хороший результат дает гальванизация, фонофорез, амплипульстерапия, магнитотерапия, лазеротерапия, лазеромагнитотерапия.

Для долечивания и профилактики повторных приступов назначаются радоновые, минеральные и жемчужные ванны.

Современных и эффективных методов в настоящее время существует много. Только квалифицированный врач невролог может определить целесообразность их назначения.

Не рискуйте своим здоровьем!

Можно ли греть поясницу грелкой при радикулите?

Во время обострения радикулопатии рекомендуется поясницу держать в тепле. Однако, согревать при помощи грелки, «синей лампы», нагретой соли или песка — не рекомендуется. Это может усились отек корешков и привести к усилению болей. Можно использовать специальные пояса, в том числе из собачьей шерсти и др.

У меня язва желудка. Какие обезболивающие мне можно принимать при радикулите?

Многие препараты, применяемые при обострении радикулопатии не рекомендуются пациентам, имеющим в анамнезе язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Назначить адекватное лечение может только врач после осмотра. Не занимайтесь самолечением!

На МРТ позвоночника у меня нашли грыжу диска. Мне надо ее удалять?

Показания к операции по удалению грыжи межпозвоночного диска может определить врач на консультации. Грыжи чаще всего не требуют оперативного вмешательства. Необходимо соблюдать специальный охранительный режим, проводить профилактическое лечение и заниматься лечебной физкультурой.

Истории лечения

Случай №1

Пациентка С. 25 лет, после катания на горных лыжах и падения почувствовала резкую боль в пояснице и онемение в правой стопе. Начала принимать обезболивающие препараты. Однако, из-за появления болей в животе и изжоги, вынуждена была от них отказаться. На второй день обратилась к неврологу в ПолиКлинику ЭКСПЕРТ.

Пациентке было назначено лечение и консультация врача-гастроэнтеролога. Пациентка прошла курс внутримышечных и внутривенных капельных инъекций в дневном стационаре ПолиКлиники ЭКСПЕРТ. Болевой синдром полностью регрессировал, онемения в правой стопе прошли.

Пациентка С. была проконсультирована врачом-гастроэнтерологом. Ей была выполнена фиброгастродуоденоскопия (ФГДС), на которой выявлена острая язва луковицы двенадцатиперстной кишки. Врачом-гастроэнтерологом было назначено лечение по этому поводу.