Целиакия – наследственное заболевание, при котором наблюдается хроническая непереносимость некоторых видов злаков, провоцирующая развитие воспалительного процесса и атрофии в тонкой кишке.

Патология слизистой оболочки кишечника вызывается белком - глютеном, который содержится в некоторых злаковых культурах, поэтому заболевание целиакия развивается только у людей, употребляющих в пищу продукты, содержащие глютен при генетической непереносимости к этому белку.

Выделяется два основных периода, в которые у человека может обнаружиться целиакия: в возрасте 1 года и от 30 до 40 лет. Раньше данная болезнь считалась исключительно детской, но сегодня доказано, что в 15% случаев целиакия развивается у взрослых людей. У женщин данная патология диагностируется вдвое чаще, чем у мужчин.

Целиакия

Причины развития целиакии

Наследственная непереносимость глютена у людей, употребляющих его в пищу, провоцирует атрофию и воспаление тонкой кишки, из-за чего происходит нарушение всасывания веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Причины целиакии в том, что при попадании глютена в слизистую оболочку кишечника иммунная система начинает атаку на кишечные ткани, вследствие чего они воспаляются и разрушаются (происходит аутоиммунная реакция).

Воспалительный процесс в кишечнике длится, пока больной продолжает питаться глютен-содержащими продуктами.

Симптомы целиакии

Симптоматика данного заболевания отличается многообразием, поэтому подтвердить либо опровергнуть диагноз целиакии может только опытный гастроэнтеролог по результатам проведения тщательной диагностики, осмотра и расспроса пациента.

Все признаки целиакии условно делятся на несколько групп.

Симптомы со стороны кишечника

• понос или кашеобразный обильный зловонный стул (может быть более десяти раз в день)
  • запоры (редко)
  • боли в животе различного характера (чаще слабые, не локализованные)
  • метеоризм.

Симптомы со стороны пищеварения

• потеря аппетита, иногда доходящая до анорексии
  • постоянная тошнота, рвота (редко).

Патологии и симптомы со стороны других органов (иногда проявляются еще до кишечных симптомов):

• дерматиты, кожная сыпь, псориаз
  • патологии ротовой полости (гингивит, стоматиты)
  • симптомы со стороны печени и желчных протоков (увеличение размеров печени, кожный зуд)
  • остеопороз
  • бесплодие
  • отечность, скопление жидкости в легких, животе и других областях организма
  • анемия
  • другие состояния.

Иногда целиакия наблюдается на фоне других хронических и генетических патологиях (например, сопровождается первичным билиарным циррозом, аутоиммунным гепатитом, сахарным диабетом и другими заболеваниями).

Астено-вегетативные симптомы

• пониженная работоспособность, сильная утомляемость
  • раздражительность.

Диагностика целиакии

Обследование на целиакию в нашей клинике начинается с внимательного выслушивания жалоб пациента и тщательного врачебного осмотра.

После сбора анамнеза гастроэнтеролог планирует схему комплексной диагностики целиакии, которая в зависимости от особенностей состояния пациента и наличия сопутствующих заболеваний может включать:

• анализы крови
  • копрограмму
  • иммунологический тест на высокоспецифичные для целиакии антитела
  • генетический анализ на целиакию
  • УЗИ брюшной полости
  • ФГДС (гастроскопия) с изъятием биопсийного фрагмента 12-перстной кишки
  • гистологический анализ взятого при ФГДС образца ткани (наиболее точный вид исследования).

Лечение целиакии

Когда подтверждается целиакия, лечение начинается с планирования режима лечебного питания. Поскольку причиной повреждения кишечника пациента является употребление глютена, врач составит для него безглютеновую диету, учитывая наличие сопутствующих патологий. Пациенту необходимо будет с вниманием отнестись к выбору продуктов, чтению этикеток и соблюдению правил питания:

Медикаментозная терапия показана только при наличии осложнений либо когда аглютеновая диета не приносит значительного улучшения состояния пациента.

Наши квалифицированные врачи подбирают наиболее эффективную схему лечения индивидуально для каждого пациента в зависимости от особенностей его организма.

Прогноз при целиакии

При своевременно проведенной диагностике и получении необходимого лечения при отсутствии осложнений прогноз обычно благоприятный. Соблюдение аглютеновой диеты помогает пациенту добиться многолетней ремиссии целиакии.

К сожалению, в случаях несвоевременного обращения за консультацией к врачу-гастроэнтерологу это опасное заболевание нередко начинает прогрессировать, вызывая тяжелые осложнения, которые могут привести к инвалидности или даже к гибели больного.

Врачи, лечащие заболевание

Соколова Ксения Сергеевна