Цирроз печени - стадия (исход) хронического воспаления печени (гепатита) как вирусной, так и невирусной природы, при развитии которой нарушается строение (архитектоника) печени, ее клетки замещаются соединительной тканью. Следствие этого нарушения - невозможность выполнения жизнеобеспечивающих функций печени, среди которых - регуляция обмена белков, жиров и углеводов, накопление запасов глюкозы и витаминов, нейтрализация токсинов, выделение желчи, обеспечение гормонального обмена и другие.

Причины развития

Причина развития цирроза печени - это один или сразу несколько факторов, повреждающих клетки печени и приводящих к хроническому воспалению (гепатиту):

• вирусы гепатита С, В и другие
  • злоупотребление алкоголем
  • неалкогольная жировая болезнь печени (жировой гепатоз)
  • бесконтрольный прием лекарственных препаратов (лекарственные поражения печени)
  • аутоиммунные заболевания печени (например, первичный билиарный цирроз)
  • наследственные генетические заболевания печени и пр.

Чтобы замедлить или остановить развитие цирроза, необходимо прежде всего устранить его причину.

Симптомы цирроза печени

К сожалению, далеко не всегда цирроз проявляется клинически. Симптомы часто появляются уже на поздних стадиях:

• желтуха
  • покраснение ладоней — пальмарная эритема
  • сосудистые звездочки — «паучки» на туловище и лице
  • увеличение в объеме живота, размеров печени
  • кровоточивость десен
  • сонливость днем и бессонница ночью, заторможенность сознания и пр.

При циррозе чаще всего печень не дает о себе знать. Может наблюдаться:

• Тяжесть в правом подреберье. Может быть результатом постепенного увеличение печени и растяжения ее капсулы.
  • Нарушения стула. Понос сам по себе не является признаком цирроза. Появление черного жидкого стула может свидетельствовать о желудочно-кишечном кровотечении, одной из причин которого может быть цирроз.
  • Вздутие живота при циррозе может на самом деле являться накоплением жидкости — асцит, что говорит о прогрессировании заболевания.
  • Кожный зуд является проявлением нарушения образования и оттока желчи — синдром холестаза, свидетельствующий либо о первичных аутоиммунных заболеваниях печени (первичный билиарный цирроз, первичный склерозирующий холангит, холангиопатия) или как прогрессирование цирроза.

Признаки цирроза печени у мужчин и женщин не имеют принципиальных различий.

Стадии цирроза печени

Цирроз делится по степени тяжести на стадии по классификации Чайлд-Пью:

• компенсированный - пациент чувствует себя нормально, печень в достаточной мере выполняет свои функции
  • субкомпенсированный - имеет характерные проявления, но без осложнений
  • декомпенсированный - проявляется симптомами желтухи, асцита, плохим самочувствием.

Классификация основана на базовых лабораторных показателях функции печени, наличии желтухи и асцита (жидкости в брюшной полости).

Осложнения цирроза печени

Основными осложнениями цирроза печени являются:

1. Портальная гипертензия, которая представляет собой последствия нарушения строения органа с затруднением кровотока и повышением давления в системе кровоснабжения печени — воротной вене.
  2. Кровотечение из варикозных вен пищевода и геморроидальных вен.
  3. Асцит — накопление жидкости в брюшной полости.
  4. Печеночно-клеточная недостаточность, крайним вариантом которой является печеночная кома.

Средняя продолжительность жизни больных с циррозом печени составляет 10 лет. В случае стабилизации состояния и адекватного лечения основного заболевания, приведшего к цирротической стадии — и более. В случае своевременно проведенной трансплантации печени десятилетняя выживаемость составляет 60 %.

Для постановки или подтверждения диагноза «цирроз печени» необходимо:

1. Прийти на очный осмотр к специалисту — врачу-гепатологу. Во время консультации врач оценит общее состояние организма, осмотрит кожные покровы, видимые слизистые и склеры глаз. Важной частью осмотра врача является пальпация: при циррозе печень может быть увеличена (выступает из-под нижнего ребра) и ее край может стать жестче. По результатам осмотра и опроса врач назначит лабораторную и инструментальную диагностику.
  2. Сдать анализы. Лабораторными характеристиками цирротической стадии являются снижение тромбоцитов в клиническом анализе крови, повышение прямого и общего билирубина, снижение общего холестерина, протромбина и фибриногена. Все это признаки нарушения жизненно важных функций печени.
  3. Сделать УЗИ с эластографией. При УЗИ органов брюшной полости выявляются диффузно-очаговые изменения структуры печени, неровность ее контуров, расширение сосудов в системе воротной вены. Важным диагностическим моментом является проведение ультразвуковой эластографии, позволяющей установить стадию фиброза (цирроза).

Лечение цирроза печени

• Основным лечением прогрессирования цирроза является лечение основного заболевания. В ряде случаев при адекватном лечение состояния, приведшего к циррозу способствует его обратному развитию и восстановлению печени!
  • В случае необратимости состояния решается вопрос о трансплантации печени.
  • В лечении цирроза помимо базовой терапии гепатита применяются гепатопротекторы с антифибротическим действием, мочегонные, препараты, снижающие давление в воротной вене, альбумин и др.
  • Рекомендовано придерживаться диетического питания.

Лечить цирроз печени без контроля врача нельзя - это крайне опасно для жизни!

В гастро-гепатоцентре ЭКСПЕРТ принимают врачи гепатологи высшей и первой категории, кандидаты медицинских наук со стажем от 9 лет. Первичная консультация специалиста длится 60 минут, за который врач:

• проведет подробный опрос и осмотр, соберет анамнез
  • уточнит все детали вашего самочувствия
  • изучит результаты имеющихся анализов и обследований
  • поставит предварительный диагноз, назначит дообследование и, возможно, лечение
  • ответит на ваши вопросы.

Врачи гастро-гепатоцентра ЭКСПЕРТ придерживаются принципа кураторства. Это значит, что врач контролирует выполнение плана лечения, назначения смежных специалистов, а также вы сможете связаться с врачом по телефону, если вас что-то беспокоит или при необходимости скорректировать лечение.

Если необходима трансплантация печени, наш врач направит в подходящее медицинское учреждение и даст координаты нужного врача, поможет собрать все необходимые документы и качественно подготовиться к операции, продолжит наблюдение и лечение после нее.

Врачи, лечащие заболевание

Прашнова Мария Константиновна
Главный врач, гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н.
Бакаева Софья Рафаэлевна
Врач – гастроэнтеролог, гепатолог, терапевт