Цирроз печени - стадия (исход) хронического воспаления печени (гепатита) как вирусной, так и невирусной природы, при развитии которой нарушается строение (архитектоника) печени, ее клетки замещаются соединительной тканью. Следствие этого нарушения - невозможность выполнения жизнеобеспечивающих функций печени, среди которых - регуляция обмена белков, жиров и углеводов, накопление запасов глюкозы и витаминов, нейтрализация токсинов, выделение желчи, обеспечение гормонального обмена и другие.

Причины развития

Причина развития цирроза печени - это один или сразу несколько факторов, повреждающих клетки печени и приводящих к хроническому воспалению (гепатиту):

• вирусы гепатита С, В и другие
  • злоупотребление алкоголем
  • неалкогольная жировая болезнь печени (жировой гепатоз)
  • бесконтрольный прием лекарственных препаратов (лекарственные поражения печени)
  • аутоиммунные заболевания печени (например, первичный билиарный цирроз)
  • наследственные генетические заболевания печени и пр.

Чтобы замедлить или остановить развитие цирроза, необходимо прежде всего устранить его причину.

Симптомы цирроза печени

К сожалению, далеко не всегда цирроз проявляется клинически. Симптомы часто появляются уже на поздних стадиях:

• желтуха
  • покраснение ладоней — пальмарная эритема
  • сосудистые звездочки — «паучки» на туловище и лице
  • увеличение в объеме живота, размеров печени
  • кровоточивость десен
  • сонливость днем и бессонница ночью, заторможенность сознания и пр.

При циррозе чаще всего печень не дает о себе знать. Может наблюдаться:

• Тяжесть в правом подреберье. Может быть результатом постепенного увеличение печени и растяжения ее капсулы.
  • Нарушения стула. Понос сам по себе не является признаком цирроза. Появление черного жидкого стула может свидетельствовать о желудочно-кишечном кровотечении, одной из причин которого может быть цирроз.
  • Вздутие живота при циррозе может на самом деле являться накоплением жидкости — асцит, что говорит о прогрессировании заболевания.
  • Кожный зуд является проявлением нарушения образования и оттока желчи — синдром холестаза, свидетельствующий либо о первичных аутоиммунных заболеваниях печени (первичный билиарный цирроз, первичный склерозирующий холангит, холангиопатия) или как прогрессирование цирроза.

Признаки цирроза печени у мужчин и женщин не имеют принципиальных различий.

Стадии цирроза печени

Цирроз делится по степени тяжести на стадии по классификации Чайлд-Пью:

• компенсированный - пациент чувствует себя нормально, печень в достаточной мере выполняет свои функции
  • субкомпенсированный - имеет характерные проявления, но без осложнений
  • декомпенсированный - проявляется симптомами желтухи, асцита, плохим самочувствием.

Классификация основана на базовых лабораторных показателях функции печени, наличии желтухи и асцита (жидкости в брюшной полости).

Осложнения цирроза печени

Основными осложнениями цирроза печени являются:

1. Портальная гипертензия, которая представляет собой последствия нарушения строения органа с затруднением кровотока и повышением давления в системе кровоснабжения печени — воротной вене.
  2. Кровотечение из варикозных вен пищевода и геморроидальных вен.
  3. Асцит — накопление жидкости в брюшной полости.
  4. Печеночно-клеточная недостаточность, крайним вариантом которой является печеночная кома.

Средняя продолжительность жизни больных с циррозом печени составляет 10 лет. В случае стабилизации состояния и адекватного лечения основного заболевания, приведшего к цирротической стадии — и более. В случае своевременно проведенной трансплантации печени десятилетняя выживаемость составляет 60 %.

Для постановки или подтверждения диагноза «цирроз печени» необходимо:

1. Прийти на очный осмотр к специалисту — врачу-гепатологу. Во время консультации врач оценит общее состояние организма, осмотрит кожные покровы, видимые слизистые и склеры глаз. Важной частью осмотра врача является пальпация: при циррозе печень может быть увеличена (выступает из-под нижнего ребра) и ее край может стать жестче. По результатам осмотра и опроса врач назначит лабораторную и инструментальную диагностику.
  2. Сдать анализы. Лабораторными характеристиками цирротической стадии являются снижение тромбоцитов в клиническом анализе крови, повышение прямого и общего билирубина, снижение общего холестерина, протромбина и фибриногена. Все это признаки нарушения жизненно важных функций печени.
  3. Сделать УЗИ с эластографией. При УЗИ органов брюшной полости выявляются диффузно-очаговые изменения структуры печени, неровность ее контуров, расширение сосудов в системе воротной вены. Важным диагностическим моментом является проведение ультразвуковой эластографии, позволяющей установить стадию фиброза (цирроза).

Лечение цирроза печени

• Основным лечением прогрессирования цирроза является лечение основного заболевания. В ряде случаев при адекватном лечение состояния, приведшего к циррозу способствует его обратному развитию и восстановлению печени!
  • В случае необратимости состояния решается вопрос о трансплантации печени.
  • В лечении цирроза помимо базовой терапии гепатита применяются гепатопротекторы с антифибротическим действием, мочегонные, препараты, снижающие давление в воротной вене, альбумин и др.
  • Рекомендовано придерживаться диетического питания.

Лечить цирроз печени без контроля врача нельзя - это крайне опасно для жизни!

В гастро-гепатоцентре ЭКСПЕРТ принимают врачи гепатологи высшей и первой категории, кандидаты медицинских наук со стажем от 9 лет. Первичная консультация специалиста длится 60 минут, за который врач:

• проведет подробный опрос и осмотр, соберет анамнез
  • уточнит все детали вашего самочувствия
  • изучит результаты имеющихся анализов и обследований
  • поставит предварительный диагноз, назначит дообследование и, возможно, лечение
  • ответит на ваши вопросы.

Врачи гастро-гепатоцентра ЭКСПЕРТ придерживаются принципа кураторства. Это значит, что врач контролирует выполнение плана лечения, назначения смежных специалистов, а также вы сможете связаться с врачом по телефону, если вас что-то беспокоит или при необходимости скорректировать лечение.

Если необходима трансплантация печени, наш врач направит в подходящее медицинское учреждение и даст координаты нужного врача, поможет собрать все необходимые документы и качественно подготовиться к операции, продолжит наблюдение и лечение после нее.

Врачи, лечащие заболевание

Зиновьева Евгения Николаевна
Главный врач, терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог высшей категории, к.м.н., доцент
Пахомова Инна Григорьевна
Врач терапевт, гастроэнтеролог, гепатолог высшей категории, к.м.н., доцент
Прашнова Мария Константиновна
Врач гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н.