Поделитесь с друзьями
Прямой эфир: "Доживет ли моя печень до пенсии"
Самое главное из того, о чем (на мой взгляд и моей команды врачей) было cказано на Форуме «Здоровое общество. На пути к цели 80+».
Как амбассадор и «голос» печени, в своих выступлениях на форумах, конференциях и круглых столах с темой о здоровье, вижу своей задачей достучаться до сознания аудитории.

Ведь многие не знают, что печень не болит и никогда не «скажет», что у нее есть проблемы.

Людей чаще всего интересует только то, что говорят конкретно про них.
И когда я начинаю доклад об актуальности заболеваний печени, вижу недопонимание в глазах публики: «Какие болезни печени? Я не болею гепатитом (С или В), веду почти здоровый образ жизни, особо не пью… Это не про меня и не имеет ко мне отношения».
И дальше я практически «теряю» аудиторию.

И тем более у аудитории всегда есть стойкий ответ на вопрос: «зачем мне тратить время на обследования печени, на профилактику заболеваний?».

И у меня остается один вариант – применить статистику и обратиться к здравому смыслу.
Если о статистике кратко, то:

1. Более трети населения имеет проявления НЕАЛКОГОЛЬНОЙ жировой болезни печени (НАЖБП). И здесь не имеют значение ваши отношения с алкоголем. Где бы вы ни были – оглянитесь – каждый третий болеет НАЖБП. И они об этом не знают и не узнают. Может быть, только случайно во время УЗИ.
  2. 80-90% лиц с избыточной массой тела имеют НАЖБП.
  3. В ряде случаев НАЖБП встречается и у людей с нормально массой тела и ведущими ЗОЖ. Причины – генетика, резкое потеря веса, стресс.

Болезни печени остаются серьезной проблемой здравоохранения в России и за рубежом. В настоящее время заболевания печени занимают одно из основных мест:
  • среди причин нетрудоспособности населения
  • входят в 10 наиболее частых причин смерти
ВОЗ прогнозирует, что в течение последующих 10–20 лет смертность от заболеваний печени возрастет в 2 раза.
Более подробно о НАЖБП
По данным проведенных исследований в России:
  • 2007-2008 гг. НАЖБП выявлена у 26% пациентов амбулаторной практики (DIREG 1).
  • 2013-2014 гг., по данным исследования DIREG 2, более 37% россиян страдают неалкогольной жировой болезнью печени (НАЖБП) ‒ больше трети населения России имеют признаки НАЖБП.
  • За последние 7 лет распространенность НАЖБП у населения России выросла с 27% до 37,3%. В первую очередь, рост заболеваемости приходится на россиян в возрасте 18-39 лет.
Исследования по Санкт-Петербургу
Результаты Всероссийского исследования, в котором участвовали более 50 тысяч пациентов из 16 городов, показали, что жители Санкт-Петербурга чаще других россиян страдают неалкогольной жировой болезнью печени. Одна из причин – психологическое и эмоциональное напряжение людей, которые привыкли «заедать» стресс.
УЗИ выявило начальную стадию НАЖБП (стеатоз) у 57,2% обследованных петербуржцев (2157 человек из 3769). Причем по самым разным причинам большинство из них печень не беспокоила.
Статистика по мужчинам и женщинам
Специалисты утверждают, что мужчины и женщины страдают от НАЖБП в разном возрасте. Мужчины – в 30-50 лет, а женщины после 50 лет в период менопаузы или раньше с синдромом поликистозных яичников или дисфункцией яичников другой этиологии. На НАЖБП у дам оказывает влияние дефицит эстрогенов и его метаболические последствия.

Статистика по НАЖБП
Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) стала самым распространенным хроническим заболеванием в развитых странах мира. Из всех заболеваний печени доля НАЖБП составляет 71, 6%.

Врачи отмечают, что наиболее частая причина НАЖБП – ожирение. Среди людей с лишним весом неалкогольная жировая болезнь печени диагностирована у 75-95%. Кроме того, НАБЖП, вызванная ожирением является социально значимой проблемой.

Однако отсутствие ожирения и лишней массы тела не всегда спасает от болезни. Изменению обменных процессов могут дать импульс генетический дефицит ферментов или резкое похудение.

Из программы форума «Здоровое общество»: «Ключевые задачи национального проекта «Здравоохранение» – снижение смертности от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, борьба с распространением диабета».

Снижение смертности от:
  • онкологических заболеваний
  • сердечно-сосудистых заболеваний
  • осложнений сахарного диабета
на наш взгляд неразрывно связано с профилактикой НАЖБП из-за общности процессов возникновения и развития заболеваний, а значит это направление должно быть включено в ключевые задачи национального проекта.
Уровень смертности при развитии печеночной недостаточности остается высоким, несмотря на современные достижения интенсивной терапии.

У пациентов с НАЖБП гораздо выше онкологические риски:

• в 15 раз чаще развивается гепатоцелюлярная карцинома
  • в 2 раза чаще - колоректальный рак у мужчин
  • в 2 раза чаще - рак молочной железы у женщин

Из программы форума «Здоровое общество»: «С этой целью будут создаваться центры амбулаторной онкологической помощи, пройдет переоснащение региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, построены центры ядерной медицины, обеспечен должный объем лекарственной терапии онкологических заболеваний, будет вестись масштабная профилактика».

Чрезвычайно перспективным нам кажется создание новых центров, переоснащение существующих, но не менее важно:

• проведение сан-просвет работы с пациентами
  • обучение врачей первичного звена ранней диагностике бессимптомных стадий хронических неинфекционных заболеваний печени
  • диагностика именно до клинически очерченной стадии цирроза — состояния чаще всего необратимого, усугубляющего течение практически всех имеющихся у пациента хронических заболеваний.
Отсутствие внимания к таким неинфекционным заболеваниям печени, как НАЖБП, АЖБП, лекарственные поражения печени, которые являются «факторами отягощения» течения:

• сердечно-сосудистых
  • эндокринных
  • онкологических заболеваний
не позволит проводить комплексное эффективное лечение на должном уровне, что реально увеличит смертность населения. Рост же пациентов, которым требуется трансплантация печени, - весомая нагрузка для бюджета страны.

Их раннее лечение существенно дешевле.

До сих пор одновременно простым и самым сложным решением проблемы заболеваний печени неинфекционной природы является:

• формирование у пациентов принципов здорового образа жизни, чем и занимается наша клиника.
  • своевременная диагностика и лечение. С учетом особенностей печени и ее уникальности.
А достичь этого можно лишь постоянной работой с населением (школы пациентов, обучающие программы и лекции врачей в Youtube). Задействование информационных каналов.
Из нашей клинической практики:

Напомню, согласно проведенным исследованиям, более 37% россиян страдают НАЖБП. Кроме этого, заболевания печени входят в десятку наиболее частых причин смерти.

Эти показатели согласуются и с данными нашей клиники за последние 3 года. Случаев неалкогольной жировой болезни печени 723 человека (30% случаев в структуре гастроэнтерологических заболеваний).
  • НАЖБП печени большинстве случаев инициируется ожирением и инсулинорезистентностью. Повышает риски развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых катастроф
  • АБП отягощает течение панкреатитов, патологии сердечно-сосудистой системы и функции почек
  • Наследственные болезни накопления и аутоиммунные заболевания печени характеризуются системностью поражения (центральная нервная системы, почки, сердце, суставы, кожа, эндокринная система и пр.)
Итак, что необходимо:

• Информированность и образованность населения
  • Ранняя диагностика
  • Коррекция образа жизни и лечение при необходимости
На пути снижения смертности в Клиника ЭКСПЕРТ и гастро-гепатоцентре ЭКСПЕРТ проводятся:

• Комплексная диагностика с оценкой высоких рисков по разным патологиям с учетом полиморбидности.
  • Разрабатывается коллегиальное решение с этапностью лечения, что в итоге приводит к уменьшению прогрессирования заболеваний, инвалидизации и смертности в трудоспособном возрасте.
И сегодня команда врачей клиники уже вносит свой вклад в активное долголетие для людей 50+
  • разрабатываем комплексные диагностические, лечебные и реабилитационные программы активного долголетия в рамках профилактической медицины
  • разрабатываем и внедряем сателлитные лечебные программы для: успешного проведения химиотерапии онкологических больных и лечения сердечно-сосудистых заболеваний во избежание развития лекарственных поражений печени.