Дивертикулез кишечника ─ это заболевание, при котором в слизистой оболочкой этого органа образуются множественные или единичные мешочки (дивертикулы).

Эта патология может вызывать такие осложнения, как воспаление и кровоточивость дивертикула.

Причины развития дивертикулеза кишечника

Дивертикулез кишечника возникает по причине слабости соединительной ткани. Данное состояние может быть врожденным или приобретенным.

При врожденном дивертикулезе обычно наблюдаются множественные мешочки не только в кишечнике, но и в желудке, мочевом пузыре и других органах. Приобретенный дивертикулез кишечника может развиться по следующим причинам:

• нарушение кишечной моторики
  • неправильное питание
  • авитаминоз
  • частые запоры
  • избыточный вес
  • низкая физическая активность.

Симптомы дивертикулеза кишечника

Нередко дивертикулез кишечника вообще не сопровождается какими-либо симптомами.

Признаки диверкулеза схожи с симптоматикой аппендицита и ряда других заболеваний. На развитие дивертикулеза кишечника могут указывать следующие состояния:

• боль внизу живота, усиливающаяся при физических нагрузках и кашле
  • расстройства стула (запоры, сменяющие диарею)
  • следы крови в кале
  • повышенная температура
  • тошнота и рвота
  • потеря аппетита.

Диагностика дивертикулеза кишечника

Для диагностики дивертикулеза кишечника в нашей клинике применяется следующий спектр методик:

• исследование крови и мочи
  • копрограмма
  • колоноскопия
  • УЗИ брюшной полости
  • другие методики.

Лечение дивертикулеза кишечника

Врач подбирает методику лечения дивертикулеза кишечника в зависимости от особенностей течения заболевания, наличия осложнений и общего состояния пациента.

Лечение дивертикулеза может проводиться консервативным или хирургическим способом.

Медикаментозная терапия направлена на устранение симптоматики, восстановление кишечной перистальтики и моторики. Хирургическая операция показана при тяжелых осложнениях, а также в случае неэффективности лекарственной терапии.

В зависимости от симптоматики заболевания выделяется три типа консервативного лечения дивертикулеза кишечника:

• лечение при отсутствии симптомов ограничивается специальной диетой, направленной на предотвращение повышения газообразования и воспаления дивертикул
  • лечение манифестной формы заболевания требует не только соблюдения диеты, но и приема лекарственных препаратов для устранения основных симптомов
  • лечение острой формы дивертикулита подразумевает соблюдение специальной диеты и терапию лекарственными средствами, направленную на снижение воспаления дивертикулов (сульфаниламидами и антибиотиками).

Схему лечения лекарственными препаратами и специальную диету составляет лечащий врач индивидуально для каждого пациента.

Прогноз дивертикулеза кишечника

У 80% пациентов с дивертикулезом кишечника за всю жизнь не наблюдается развития осложнений заболевания. Рецидив случается только у 20% больных.
Вероятность появления опасных осложнений намного увеличивается после повторного воспаления.

Профилактика и рекомендации

Специальных мер, позволяющих предотвратить врожденный дивертикулез, на данный момент не существует.

Избежать развития дивертикулеза кишечника в течение жизни поможет соблюдение следующих рекомендаций:

• сбалансированное питание (достаточное количество клетчатки в рационе, отказ от жареного, копченого, острого, полуфабрикатов)
  • своевременное адекватное лечение патологий ЖКТ
  • недопущение запоров
  • регулярная физическая активность
  • периодическое проведение массажей живота по часовой стрелке.

Врачи, лечащие заболевание

Прашнова Мария Константиновна
Главный врач, гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н.
Соколова Ксения Сергеевна
Врач гастроэнтеролог, гепатолог, терапевт