Блажен, кто рано по утру
Имеет стул без принужденья.
Тому и пища по нутру
И любые наслажденья.

К. Батюшков, 1838 г.

Запор (констипационный синдром) ─ это состояние, при котором у человека происходит не более трех испражнений в течение недели, а также наблюдаются трудности с прохождением каловых масс.

Обычно пациенты жалуются на запоры при следующих состояниях:

• при изменениях консистенции стула (твердый, комковатый)
  • при трудностях с прохождением кала
  • при ощущении неполного опустошения кишечника
  • при необходимости сильного натуживания в процессе испражнения
  • при невозможности полноценно опорожнить кишечник.

Чаще всего запор кишечника является временным состоянием, избавиться от которого можно посредством коррекции питания. Нерегулярная дефекация далеко не всегда означает запор.

Симптомы хронического запора

Признаки запора обычно наблюдаются следующие:

• необходимость натуживания в процессе опорожнения кишечника
  • вспучивание живота
  • твердый, жесткий, сухой стул
  • чувство неполного опустошения кишечника после дефекации
  • чувство блокировки содержимого живота при натуживании
  • необходимость изъятия кала из прямой кишки вручную, поддерживания дна таза пальцами и подобных манипуляций
  • меньше трех опорожнений кишечника в неделю.

Виды и причины хронического запора

В зависимости от причин появления запоры могут быть первичными или вторичными.

Первичные запоры могут быть следующими:

• С нормальным кишечным транзитом (встречается наиболее часто). Причины запора данного вида могут быть следующими:
    • неправильное питание
    • синдром раздраженного кишечника (СРК).
  • С замедленным кишечным транзитом (обычно страдают молодые женщины). Данный вид запора возникает по причине функциональных изменений:
    • диссинергия мышц дна таза (нарушение их функций)
    • изменения в структурах аноректальной области (например, синдром опущения промежности и выпадение прямой кишки).

Причины вторичных запоров (т.е. возникших по причине развития какого-либо фактора) могут быть следующими:

• созданная новообразованием либо сужением просвета кишечника обструкция, препятствующая нормальному прохождению кала
  • прием некоторых лекарственных препаратов
  • нарушения метаболизма (гиперкальциемия, сахарный диабет и пр.)
  • болезни нервной системы
  • различные системные патологии
  • психические расстройства
  • другие причины.

Диагностика запоров в нашей клинике включает:

Лечение хронического запора

Лечение запоров в нашей клинике гастроэнтеролог начинает с рекомендаций по корректировке пищевых привычек и образа жизни пациента. Чтобы облегчить симптоматику запоров, применяются следующие лекарственные средства:

• растительные волокна, способствующие увеличению объема содержимого кишечника
  • средства для размягчения кала (слабительные)
  • осмотические слабительные препараты
  • прокинетические препараты
  • пробиотики.

Продукты богатые клетчаткой

Необходимость приема тех или иных лекарственных препаратов при запорах должен определять только врач.

Если вас мучают запоры, не следует пренебрегать консультацией гастроэнтеролога, так как это может негативно сказаться на вашем здоровье.

Прогноз

При проведении правильного лечения прогноз обычно благоприятный.

Отмечается, что длительный запор повышает риск развития онкологии кишечника, поэтому пациентам с данной проблемой следует находиться под наблюдением гастроэнтеролога и регулярно проходить обследования толстого кишечника.

Рекомендации и профилактика

При такой проблеме, как частые запоры, врачи рекомендуют пациентам увеличить потребление продуктов, богатых пищевыми волокнами (клетчаткой), которые способствуют нормализации стула, увеличивая его объем и смягчая консистенцию. Также клетчатка помогает поддерживать кишечник в здоровом состоянии, понижая вероятность появления дивертикулита и геморроя.

Ежегодно посещать гастроэнтеролога в профилактических целях рекомендуется каждому человеку даже при хорошем самочувствии.

Можно ли длительно принимать препараты сенны?

Длительный прием препаратов сенны противопоказан, так как приводит к привыканию кишечника к данной группе препаратов, что требует увеличения их дозы. Длительный прием сенны приводит к атонии кишечника и резистентным к любой терапии запорам, вызывает развитие воспаления в кишечнике.

Опасны ли запоры, если не страдает общее самочувствие?

Все, что природой задумано к выведению из организма, должно выводиться регулярно! При накоплении каловых масс происходит раздражение кишечника, нарушение его функции усугубляется, может развиться воспаление, дивертикулы (выпячивания стенки кишки), новообразования, общие симптомы отравления (слабость, отсутствие аппетита, подташнивание).

Если запоры более 20 лет, имеет ли смысл их лечить?

Конечно имеет, так как это длительный дисбаланс в пищеварении, что требует уточнения причины и разработки немедикаментозных и лекарственных средств коррекции.

Существуют ли препараты для длительной поддерживающей терапии запоров?

Да, наиболее безопасны препараты на основе лактулозы.

Истории лечения

История №1

Пациентка Щ., 23 года, обратилась в Клинику ЭКСПЕРТ к врачу гастроэнтерологу с жалобами на общую слабость, запоры в течение 1,5 лет. При тщательном сборе анамнеза заболевания выяснилось, что в период беременности (3 года назад) говорили о нарушениях функции щитовидной железы, но лечения пациентка не проводила, так как ее ничего не беспокоило. При проведении обследования были выявлены отклонения в гормональном статусе щитовидной железы, обусловленные аутоиммунным тиреоидитом со снижением функции органа, что часто сопровождается запорами.

Пациентка была направлена на консультацию эндокринолога, который назначил терапию для коррекции гормонального фона щитовидной железы. На фоне проводимой терапии наблюдалась нормализация функции органа, а параллельно пациентка стала отмечать нормализацию стула и общего самочувствия. Таким образом, детальное изучение заболевания и фактов анамнеза жизни позволило врачу не уйти в сторону лечения симптома, а разобраться в причине, что позволило быстро достичь желаемые результаты.

История №2

Пацинет М., 67 лет, обратился в Клинику ЭКСПЕРТ с жалобами длительные запоры в течение последнего года. В целом самочувствие не страдало. Длительное применение слабительных средств не приводило к стойкому эффекту. При осмотре пациента существенных отклонений от нормы выявлено не было, но с учетом достаточно короткого периода жалоб и возраста старше 45 лет, у врача возникла онконастороженность.

Пациент был направлен после предварительного лабораторного обследования (в клиническом анализе крови отмечалось снижение гемоглобина, повышение СОЭ, а в исследовании кала сверхчувствительным тестом «Колон-вью» на скрытую кровь была выявлена положительная реакция) на эндоскопическое исследование кишечника – колоноскопию, где была выявлена опухоль кишечника. В дальнейшем мужчина был успешно прооперирован в плановом порядке и продолжает наблюдаться у гастроэнтеролога и онколога.

Кто лечит хронический запор

Пахомова Инна Григорьевна
Врач – гастроэнтеролог, терапевт, к.м.н., доцент
Соколова Ксения Сергеевна