Поделитесь с друзьями

Аппетит ( от латинского  appetitus – стремление, желание ) – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. 

Формирование пищевого поведения, рациона, а также их искажения  во многом зависят от воспитания. Закладываемые в раннем возрасте пищевые привычки, предпочтения и стиль пищевого поведения сохранятся в более старшем и взрослом возрасте. 

Нарушения пищевого поведения у детей раннего возраста появляются в силу дискоординации физиологических и психологических процессов в организме, с помощью которых возникает и утоляется чувство голода. Трудно накормить детей эмоциональных, впечатлительных. Также аппетит и пищевые предпочтения определяются и состоянием желудочно-кишечного тракта. При некоторых болезнях желудочно-кишечного тракта избирательноесть в еде связана с непроизвольным стремлением ребенка предохранить себя от неприятных болевых ощущений. 

Избирательный аппетит – достаточно новое понятие. Детьми с избирательным аппетитом ( или «малоежками» ) называют тех, которые употребляют однообразную пищу, отвергая как знакомые, так и незнакомые продукты. Такие дети соглашаются есть лишь небольшое число продуктов, им требуется специальное приготовление пищи, они не любят пробовать новые продукты. Чаще всего отмечается отказ от овощей. 

Возникшие нарушения пищевого поведения могут быть как сглажены, так и усилены отношением родителей к процессу кормления ребенка.  

Родителям ребенка с «проблемным» аппетитом важно придерживаться следующих рекомендаций: 

  • не принуждать ребенка есть новую пищу, которую он отвергает. 
  • привлекательность пищи можно повысить, если подавать ее в выгодном свете, готовя вместе с ребеноком. 
  • есть вместе с ребенком, так как ребенок копирует поведение своих родителей и других детей. 
  • избегать перекусов, придерживаться режима питания 
  • учитывать особенности нервной системы ребенка, обеспечить спокойную обстановку во время приема пищи. 
  • соразмерять количество предлагаемой пищи с возрастом ребенка и его аппетитом. 
  • не поощрять ребенка лакомствами. 
  • не акцентировать чрезмерно внимание на процессе питания ребенка и проблеме избирательного аппетита, не обсуждать при нем эти темы. 
  • культивировать правильный подход к кормлению ребенка ( не давящий, не  угрожающий, не авторитарный ), способствующий помочь ему научиться выбирать полезные продукты и блюда. 
  • при знакомстве с новым вкусом пищу нужно предлагать ребенку от 8 до 15 раз. Метод «маскировки» нелюбимых продуктов среди более привычных неэффективен для детей с избирательным аппетитом. 

Значительные отклонения в процессе питания ребенка с избирательным аппетитом влекут за собой нежелательные физические ( биологические ) и социальные ( психологические ) последствия. Дефицит пищевых веществ может привести к снижению массо-ростовых показателей, эмоционального и мышечного тонуса, познавательных функций. 

Средовые влияния на восприимчивость ребенка к пище появляются уже в раннем возрасте. Доказано,что дети, которые находятся на грудном вскармливании, охотно пробуют и едят пищу, которая входит в рацион матери, и вкус которой присутствует в грудном молоке. 

Младенческая анорексия отличается от избирательного аппетита и определяется как «плохой аппетит у ребенка». В этом случае ребенок может проявлять интерес к еде в один из дней и отказываться на другой день, а также легко отвлекаться от еды.  

Младенческая анорексия через  несколько недель или месяцев  приводит к замедлению роста и дефициту массы тела.   

Родители детей с нарушениями аппетита во многих случаях считают оптимальным решением проблемы увеличение количества той пищи, которую ребенок соглашается есть. Часто этой пищей оказывается молоко или мучные и сладкие изделия, богатые углеводами. Такой подход лишь усиливает пищевой дефицит. 

Оптимальным является применение лечебных смесей, которые назначаются врачом индивидуально и выполняют функцию «пищевого страхования», обеспечивая достаточное и сбалансированное питание для ребенка с ограниченным рационом. 

Для профилактики нарушений аппетита у детей в семье важно культивировать приверженность к правильному питанию, отказ от нездоровой пищи с высокой степенью обработки, привлекательный вкус которой объясняется высоким содержанием в ней сахара, жиров и соли. Приучая ребенка к правильному питанию, мы закладываем фундамент его здоровья в будущем.