Поделитесь с друзьями

Импедансометрия пищевода (от лат. impedio – препятствую) – метод  регистрации жидких и газовых пищеводных рефлюксов (забросов), основанный на измерении сопротивления (импеданса), которое оказывает переменному электрическому току содержимое, попадающее в просвет пищевода.

Импедансометрия является стандартизованной методикой диагностики и дифференциальной диагностики гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ), позволяющей определять эпизоды рефлюксов в пищевод, независимо от значения рН рефлюктата, а также физическое состояние (газ, жидкость) и клиренс (очищение) болюса (порция воздуха, проходящая из желудка через пищевод в глотку при отрыжке или порция рефлюксата, забрасываемая из желудка в пищевод при ГЭРБ), попавшего в пищевод во время рефлюкса.

Традиционная рН метрия пищевода, считавшаяся до недавнего времени «золотым стандартом» в диагностике ГЭРБ, тем не менее имеет некоторые ограничения, такие как не способна обнаружить рефлюксы с рН более 4, когда содержимое желудка, попадающее в пищевод нейтрализовано пищей или антисекреторными препаратами. Данная проблема является актуальной и для пациентов,  страдающих гипо/анацидными состояниями вследствие атрофического гастрита или перенесенных оперативных вмешательств.  Кроме того, симптомы ГЭРБ может вызвать рефлюкс, содержащий газ.

С помощью имеющейся в нашей клинике методики измерения внутрипросветного импеданса в пищеводе в сочетании с традиционной рН–метрией стало возможным идентифицировать не только кислые, но и слабокислые, слабощелочные и сверхрефлюксы (произошедшие повторно на фоне рН менее 4), что позволило оптимизировать диагностику ГЭРБ.

Преимущества и новые возможности внутрипищеводной рН-импедансометрии:

• Обнаружение всех типов рефлюксов в пищеводе, независимо от значения рН рефлюктата (кислых, щелочных,  слабокислых рефлюксов и сверхрефлюксов);
  • Диагностика ГЭРБ на фоне терапии антисекреторными препаратами и при гипо/анацидных состояниях;
  • Выявление связи имеющихся симптомов со слабокислыми, слабощелочными рефлюксами;
  • Определение  физического  состояния  рефлюктата (газовый, смешанный и жидкий);
  • Определение высоты распространения рефлюксов;
  • Расчет клиренса болюса.

Показаниями к проведению исследования являются:

• Характерные симптомы  ГЭРБ на фоне приема антисекреторных препаратов, при  гипо/анацидных состояниях (резекция желудка, атрофический гастрит);
  • Атипичные формы и внепищеводные проявления ГЭРБ: хронический кашель, бронхиальная астма, хронический фарингит, выраженная отрыжка;
  • Оценка эффективности антисекреторной терапии ГЭРБ без отмены препарата у пациентов с постоянными симптомами болезни;
  • Оценка эффективности хирургического лечения ГЭРБ.

Противопоказаниями к исследованию являются заболевания и состояния, которые препятствуют введению и 24-часовому ношению зонда:

• Опухоли и язвы пищевода;
  • Варикозно-расширенные  вены пищевода;
  • Недавние хирургические вмешательства или кровотечения  из верхних отделов ЖКТ;
  • Ожоги, дивертикулы, стриктуры пищевода;
  • Аневризма  аорты;
  • Тяжелые формы гипертонической болезни и ИБС;
  • Обструкция носоглотки;
  • Тяжелые челюстно-лицевые травмы;
  • Тяжелые формы коагулопатий;
  • Психические заболевания;
  • Обострения любых заболеваний.

Во время суточной рН-импедансометрии рекомендуется:

• пребывать в нормальных для больного условиях;
  • продолжать обычный режим приема пищи (желательно с исключением минеральных вод, кислых продуктов и жидкостей, алкоголя);
  • вести дневник, где больной должен отмечать время приема пищи, возникающие симптомы, периоды пребывания в горизонтальном положении, независимо от того, совпадают они со сном или нет.

Бакаева Софья Рафаэлевна
Врач – гастроэнтеролог, гепатолог, терапевт