Поделитесь с друзьями

Мы живем во времена мирового стресса. Конечно он не может не отражаться на работе нашего организма и способен оказывать отрицательное влияние в том числе и на функционирование желудочно-кишечного тракта.Чаще это дискомфорт или боль в животе, нарушение стула, вздутие живота.

Если организм долгое время пребывает в нервном напряжении, а, порой, и в нервном истощении, или сильно переутомляется, это может привести к целому комплексу в виде нарушений в работе пищеварительной, нервной и сердечно-сосудистой систем. При нарушении пищеварения из-за стресса характерны следующие симптомы:

• постоянные или периодические боли в области желудка и по ходу кишечника, «в животе», как часто объясняют это пациенты;
  • ощущение быстрого или раннего насыщения;
  • изжога;
  • горечь во рту;
  • тошнота;
  • неприятный привкус во рту;
  • спазмы в брюшной полости;
  • диарея (поносы или кашицеобразный стул) или же запоры.

Все эти симптомы могут привести к появлению изменений воспалительного характера на слизистой желудка (язвы и ранки – эрозии) или целого комплекса функциональных нарушений.

При нарушении микрофлоры кишечника - дисбактериозе , может снижаться выработка грмона серотонина, а это, в свою очередь , оказывает влияние на регулирование моторики и секреции желудочно-кишечного тракта. Кроме того, серотонин называют «гормоном счастья», поэтому это может повлиять и на ухудшение вашего настроения, что приводит к разбалансировке работы желудочно-кишечного тракта и формируется клубок проблем.

Связь между центральной нервной системой и кишечником образует замкнутый круг. Мозг отправляет сигналы в пищеварительный тракт о том, что вы находитесь в стрессовом состоянии. В кишечнике снижается всасываемость питательных веществ, снижается скорость протекания ферментативных реакций, что в свою очередь ведёт к сокращению мышц ЖКТ и воспалению, повышенной чувствительность воспринимающих нервных окончаний – рецепторов к малейшим, даже нормальным изменениям. И наоборот. Из кишечника в мозг поступает сигнал о том, что существуют те или иные нарушения. Порой этот сигнал чрезмерно интенсивен, искажая истинную картину событий. Поэтому связь между этими двумя системами очень тесная. Не даром говорят, что «мозг и кишечник имеют много общего, ибо им обоим есть что переваривать» Во время стресса самая важная задача организма – поддержание жизненно-важных функций, в которые пищеварение, кстати, не входит. Снижается процесс притока крови и активность кровоснабжения пищеварительной системы, все процессы, происходящие в ЖКТ, замедляются. Хронический стресс, воздействующий на организм человека может привести к таким заболеваниям, (или послужить запускающим или провоцирующим фактором) как:

• функциональная желудочная диспепсия;
  • гастрит (эрозивная форма) или острая язва желудка или 12-перстной кишки;
  • синдром раздражённого кишечника;
  • функциональное расстройство желчного пузыря и сфинктера Одди;
  • болезнь Крона или неспецифический язвенный колит.

Как же выявить заболевания ЖКТ?

Для начала нужно записаться на консультацию к врачу-гастроэнтерологу. Врач направит вас на необходимое обследование и назначит анализы, по результатам которых будет рекомендовано нужное лечение. Фундаментом для поддержания пищеварения в здоровом состоянии является соблюдение режима диеты и физических нагрузок. Нужно помнить о том, что организму нужна физическая нагрузка, но не стоит забывать, что истощать его чрезмерными физическими усилиями не рекомендуется, так как это также может отрицательно сказаться на вашем пищеварении. Выйти из стрессового состояния вам помогут врачи психологи и психотерапевты.

Скорее всего, вам будет назначен обоснованный курс успокоительных препаратов, или психотерапевтические практики которые помогут расслабиться вам и вашей нервной системе, чтобы лечение проходило более продуктивно. Расслабляющим эффектом обладают занятия йогой, прогулки на природе, медитации, арт-терапия и, самое главное, - соблюдение режима сна и отдыха. Вы удивитесь, насколько проще вам станет жить, если начнете соблюдать режим сна и бодрствования! Главное в вашем лечении – ваше участие в восстановлении организма. В качестве профилактики расстройств ЖКТ стоит помнить о простых правилах: - не перекусывать на ходу; - соблюдать режим сна, отдыха и питания; - исключить из рациона фаст-фуд, газированную воду и прочую вредную еду.

Давайте находить в жизни хорошее и стремиться к нему!