Поделитесь с друзьями

Хорошо известно, что длительные периоды «недосыпа» негативно сказываются на качестве жизни, что проявляется плохим настроением, раздражительностью, зацикленностью на одних и тех же проблемах, нарушением работы сердечно-сосудистой, эндокринной систем и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Согласно рекомендациям специалистов Американской академии медицины сна (American Academy of Sleep Medicine), здоровому взрослому человеку в возрасте от 18 до 60 лет требуется каждую ночь не менее 7 ч сна.

Уменьшение продолжительности сна на 4 часа снижает внимание и реакцию на происходящие события на 45%. С другой стороны, ряд проведенных исследований показали, что сон в значительной степени зависит от состояния микробиоты кишечника, которая постоянно оказывает влияние на работу мозга. Так, с одной стороны - нарушение нормального баланса микрофлоры кишечника приводит к уменьшению продолжительности и качества сна, а с другой - хронические нарушения сна или изменения ритма сна-бодрствования, в свою очередь, приводят к нарушению баланса микробиоты или дисбиозу. Изменение микробиоты кишечника может способствовать нарушению функции ЖКТ и повышает риск развития органической патологии кишечника.

Как это реализуется в организме?

В ходе небольшого исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Molecular Metabolism», ученые Уппсальского университета (Uppsala University), Швеция, доказали, что недостаток сна в течение всего лишь 2 дней может являться пусковым механизмом количественных и качественных изменений состава кишечной микрофлоры, ассоциированных с нарушением обмена веществ.

В ходе исследовательской работы, проведенной под руководством Кристиана Бенедикта (Christian Benedict), ученые сделали предположение о том, что активность кишечной микрофлоры подчиняется определенным циркадным ритмам, которые могут сбиваться при нарушении сна. С целью подтверждения данной гипотезы, исследователи оценивали образцы кала здоровых участников, полученных после 8-часового сна и после 2 суток, в течение которых последние спали менее 4 ч. Рацион питания и время приема пищи оставались неизменными на протяжении всего исследования, поскольку эти факторы также могут оказывать существенное влияние на состав кишечной микробиоты.

Было отмечено, что изменение режима сна и отдыха существенно не влияло на разнообразие кишечной микрофлоры, однако дефицит сна способствовал нарушению соотношения между бактериями рода Firmicutes и Bacteriodetes.

При ферментации пищевых волокон под влиянием микробиоты кишечника вырабатывается субстанция бутират. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports, она, по-видимому, играет важную роль в механизме засыпания и качестве сна. Исследователи из Вашингтонского университета пытались идентифицировать химические соединения, способствующие засыпанию. Основное внимание уделялось именно бутирату - короткоцепочечной жирной кислоте, в основном содержащейся в молочных продуктах и растительной клетчатке (в спарже, овсяных хлопьях, артишоках, сыром чесноке, луке-порее и репчатом луке). После выработки бутирата некоторыми видами бактерий в кишечнике он попадает в кровоток, а именно - в воротную вену, перенося его в печень, где имеется соответствующее депо. Согласно предположению, выдвинутому исследователями, он действует на сенсорные механизмы воротной вены, повышая тем самым качество сна. Действие бутирата исследовалось на грызунах. Введение его через ротовую полость (перорально) увеличило продолжительность глубокого сна примерно на 50 % . Прямое введение вещества в воротную вену приводила к сходным, однако более выраженным эффектам, подтверждая гипотезу об участии печени в этом процессе.

Таким образом, забота о микробиоте кишечника путем употребления продуктов, содержащих бутират, может улучшить сон и, наоборот, дефицит сна может привести к нарушение состава нормальной микрофлоры кишечника, что может дать начало различным заболеваниям не только ЖКТ, но сердечно-сосудистой и эндокринной систем.