Содержание

Неврит лицевого нерва или паралич Белла – поражение лицевого нерва, проявляющееся односторонним парезом или параличом мимических мышц лица. В результате в этих мышцах развивается слабость, приводящая к снижению (парез) или полному отсутствию (паралич) мимических движений и появлению асимметрии лица.

Невритом лицевого нерва заболевают один из 3-5 тысяч человек. Неврит лицевого нерва возможен в любых возрастных группах, средний возраст заболевших — 40 лет. Мужчины и женщины в целом болеют одинаково часто.

Причины

В зависимости от того, вызвано поражение лицевого нерва инфекцией или нет, различают первичный неврит лицевого нерва (неинфекционный) и вторичный, или симптоматический, неврит лицевого нерва (инфекционный).

К наиболее частым причинам первичного неврита лицевого нерва считают:

• местное переохлаждение области шеи и уха, особенно под воздействием холода, ветра, сквозняка или кондиционера
  • недостаточное кровоснабжение (ишемия) нерва вследствие сосудистых проблем (отмечено избирательное поражение лицевого нерва при расстройстве кровообращения в позвоночной артерии.).

Принято считать, что вторичный неврит лицевого нерва — связан с инфекционным фактором, в первую очередь с вирусом простого герпеса типа I. Помимо герпеса он может быть вызнаван заболеванием уха – отитом, евстахиитом, мастоидитом (так называемые отогенные невриты).

Следует отметить, что неврит лицевого нерва может протекать и без воспалительного процесса. В таких случаях специалисты говорят о невропатии лицевого нерва.

Паралич Белла

Обычно неврит лицевого нерва развивается постепенно. В начале возникает боль позади уха, через 1-2 дня становится заметна асимметрия лица, создаётся характерная лицевая асимметрия на стороне поражённого нерва:

• сглаживание носогубной складки
  • отсутствие складок на соответствующей половине лба
  • широко раскрыты веки и наблюдается т.н. лагофтальм («заячий глаз») - белая полоска склеры между радужной оболочкой и нижним веком
  • возможно появление сухости глаза или слезотечения. В некоторых случаях развивается симптом «крокодиловых слез» - на фоне постоянной сухости глаза у пациента во время приёма пищи происходит слезотечение.

На здоровой стороне:

• резкое опускание угла рта в здоровую сторону, в результате, лицо перекашивается в здоровую сторону
  • менее резкое перетягивание носа в здоровую сторону.

Все эти расстройства особенно заметны при попытке произвести активные мимические движения.

Пациент не может сомкнуть веки. Когда он пытается это сделать, его глаз поворачивается вверх (симптом Белла).

Слабость мимических мышц проявляется невозможностью осуществить движения ими:

• при оскаливании зубов - рот и нос ещё резче перетягиваются в здоровую сторону
  • надувание щёк не удаётся
  • при нахмуривании на больной стороне не появляются вертикальные складки
  • при поднимании бровей кверху отсутствуют горизонтальные складки на лбу
  • слюнотечение возникает вследствие недостаточной функции мышц рта.

К основной картине могут присоединяться дополнительные симптомы:

• снижение или полное отсутствие вкусовых ощущений в области передних 2/3 языка
  • повышенная слуховая чувствительность (гиперакузия)
  • боль в области сосцевидного отростка (за ухом)
  • повышение чувствительности в области ушной раковины.

Диагностика

Основным методом обследования при невритах лицевого нерва является осмотр врача невролога, однако, в ряде случаев трубуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, которые зависят от выявленной неврологом симптоматики:

• измерение артериального давления
  • допплерография и дуплексное исследование сосудов головы и шеи

В отдельных случаях врач может назначить:

• обследование ЛОР органов
  • электронейромиография
  • рентгенографическое исследование черепа
  • проведение МРТ (магнитно-резонансной томографии) головного мозга.

Особенно важно, что в условиях Клиники ЭКСПЕРТ возможно коллегиальное обсуждение проблемы пациента с врачами других специальностей (консилиум терапевта, эндокринолога, оториноларинголога, иммунолога, стоматолога и др.). Это позволяет сократить количество «ненужных» обследований и ускорить постановку правильного диагноза, а значит — и назначение адекватного лечения.

Лечение

Эффективность лечения неврита лицевого нерва зависит от правильного выявления причины и своевременности начала терапии. Как правило, если пациент обращается к врачу неврологу как можно раньше, то вероятность выздоровления гораздо больше.

Самолечение недопустимо!

При диагнозе неврит лицевого нерва лечение следует начинать как можно раньше – желательно уже в первые часы после появления симптомов. В этом случае успешность лечения неврита лицевого нерва будет максимальной и в 75-80% случаев позволит полностью устранить симптомы заболевания. Лечение проводится индивидуально, в зависимости от причины симптоматики.

В течение 1-й недели заболевания пораженным мышцам необходим покой. В этом периоде назначают:

• дегидратирующие средства
  • сосудорасширяющие препараты
  • витамины группы В
  • при наличии воспалительного процесса и болевого синдрома показаны обезболивающие и противовоспалительные средства
  • короткие курсы лечения гормональными препаратами
  • из физиотерапевтических процедур - неконтактное тепло.

На 2-й неделе начинают массаж, ЛФК с постепенно нарастающей нагрузкой, проводят лейкопластырную фиксацию поражённых мышц, применяют парафиновые аппликации. С конца 2-й недели целесообразны применение антихолинэстеразных препаратов и дибазола; более интенсивная физиотерапия. В отдельных случаях проводят электростимуляцию.

Спустя 2-3 месяца при неполном восстановлении целесообразно назначение биостимуляторов. Следует использовать также рефлексотерапию. При неврите лицевого нерва также полезен лечебный массаж лица.

Уход за глазами при неврите лицевого нерва включает:

• закапывание искусственной слёзной жидкости или физраствора (каждые 1-2 часа)
  • ношение очков
  • ношение влажной повязки на глазу
  • ночью необходимо применять специальную глазную смазочную мазь и закрывать глаз медицинской бумагой
  • никогда не применять медицинские изделия из хлопка для контакта с глазом, так как хлопок царапает глазное яблоко
  • при каком-либо дискомфорте в глазу, покраснение - необходимо обратиться к окулисту.

В условиях Клиники ЭКСПЕРТ лечащий врач может помочь пациенту, назначив лечение в комфортных условиях дневного стационара.

Прогноз

Прогноз неврита лицевого нерва зависит от его локализации и наличия сопутствующей патологии (отит, паротит, герпес). В 75% случаев происходит полное выздоровление, но при длительности заболевания более 3-х месяцев полное восстановление нерва встречается значительно реже. Рецидивирующие невриты имеют благоприятный прогноз, но каждый следующий рецидив протекает более тяжело и длительно.

Тяжёлые формы могут вызывать следующие осложнения:

• необратимые повреждения лицевого нерва
  • неправильное отрастание нервных волокон, что приводит к непроизвольному движению одних мышц, когда человек пытается использовать другие - синкинезия (например, когда человек улыбается, у него могут непроизвольно закрываться глаза)
  • частичная или полная потеря зрения, вызванная невозможностью опускать веки и, как следствие, избыточной сухостью глаз.

При стойких остаточных явлениях в отдалённом периоде (спустя 2 года) решается вопрос об оперативном лечении

Рекомендации

Для того, чтобы без риска для здоровья выяснить причину неврита лицевого нерва, исключить другие причины слабости мимической мускулатуры и получить адекватное, современное, комплексное лечение, мы рекомендуем обратиться к квалифицированному врачу неврологу.

Можно ли массировать лицо при неврите лицевого нерва?

Обычный классический массаж при неврите не показан, т.к. это может привести к контрактурам мимических мышц на пораженной стороне. Показан специальный «точечный» массаж и лечебная физкультура.

У меня 3 раза был неврит лицевого нерва. Есть ли профилактическое лечение, чтобы избежать его снова?

Все зависит от причин, вызывающих рецидивирующий неврит лицевого нерва. Если он провоцируется вазоневральным конфликтом (лицевого нерва и сосудов), то возможно оперативное устранение этого конфликта. В остальных случаях следует избегать провоцирующих факторов (переохлаждений общих и местных — околоушной области и пр.).

У моей мамы появилась асимметрия лица. Это от неврита?

Причиной асимметрии лица может быть не только неврит лицевого нерва, но и более тяжелые заболевания, например, острое нарушение мозгового кровообращения, опухоль (невринома) слухового нерва или др. Для уточнения диагноза Вашей маме следует обратиться к врачу неврологу.

Истории лечения

История №1

Пациентка Т. 39 лет, в течение 3-х лет перенес 2 рецидива неврита левого лицевого нерва. Пациентка обратилась к врачу неврологу Клиники ЭКСПЕРТ, когда на фоне переохлаждения вновь появилась асимметрия лица.

Пациент прошел курс гормонотерапии, внутривенных капельных инъекций в дневном стационаре Клиники ЭКСПЕРТ и курс восстановительной терапии, включая точечный массаж и занятия лечебной физкультурой. Мимические движения полностью восстановились.

В ходе дообследования при МР-томографии мостомозжечкового угла слева был выявлен вазоневральный конфликт левого лицевого нерва. Пациентка была направлена на плановое нейрохирургическое лечение.

Кто лечит неврит лицевого нерва