Поделитесь с друзьями

Ох уж этот атрофический гастрит (АГ), коим пугают наших пациентов врачи и интернет-ресурсы!

У вас будет рак желудка, просто ждите своего часа. Или же пейте препараты/БАДы за немалые деньги, чтобы этого рака избежать. Однако, всё не так однозначно.

Несомненно, врачи-гастроэнтерологи должны внимательно выслушать пациента, не отмахиваясь от его/её испуганного «у меня нашли атрофию в желудке». Ведь атрофия в желудке - это одна из ступенек так называемого каскада Корреа, который при прогрессировании процесса может привести у части пациентов к дисплазии (это настоящий предрак) и тому самому пугающему диагнозу.

Но с другой стороны гастроэнтеролог не должен сразу отправлять пациента с атрофическим гастритом к онкологу. Иначе онкологи будут завалены ненужными консультациями. Ведь по статистике до 25% людей в общей популяции могут иметь атрофию в желудке. Именно такие цифры приводят авторы мета-анализа от 2022 года [PMID: 36635994].

25% это очень много, хотя данные цифры и являются усредненными. Распространённость АГ варьирует в зависимости от страны и региона тестирования, возраста пациентов и метода оценки атрофии. В мета-анализах обычно суммируются результаты разных исследований. В указанном мета-анализе авторы проанализировали данные исследований из разных уголков Земли, при этом количество пациентов варьировало от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Каким образом оценивалась атрофия в желудке?

  • Во-первых, это гистологическое исследование биоптатов желудка — метод инвазивный и дорогой.
  • Во-вторых, это относительно дешёвый серологический метод, заключающийся в определении в крови уровней гастрина-17, пепсиногена I и соотношения пепсиноген I к пепсиногену II. Данные показатели входят в популярный среди пациентов и врачей анализ «Гастропанель».

Авторы мета-анализа обнаружили, что распространённость АГ в целом была выше при гистологическом исследовании [32% (95% ДИ: 20-43%)], чем при серологическом тестировании [10% (95% ДИ: 6-13%)]. В зависимости от тестируемой популяции менялась и распространённость АГ.

Так, российские исследователи из Санкт- Петербурга выявили серологические признаки АГ у 10,8% бессимптомных лиц [PMID: 9398913].

Нашим коллегам из Казахстана изменённые уровни гастрина и пепсиногенов позволили заподозрить АГ у 14,1% симптомных пациентов и бессимптомных лиц [PMID: 24123036].

Переместимся на другой край земного шара: в Колумбии гистологическое тестирование 750 детей (средний возраст 10 лет) показало распространённость атрофии желудка 6,2% [PMID: 25520126].

В исследовании из Турции по результатам гистологического исследования желудочных биоптатов АГ был выявлен у 26% испытуемых [PMID: 32881429].

Намного чаще встречается АГ у жителей Азии. Например, в Японии — распространённость атрофии в желудке по данным гистологического исследования составила 49% в возрастной группе 30-39 лет, существенно увеличившись до 89% у лиц старше 60 лет [PMID: 9398913].

В Южной Корее также брали образцы слизистой оболочки желудка у 4000 с лишним людей с желудочно-кишечными симптомами и без таковых: АГ выявлен у 40,7% участников исследования [PMID: 23710311].

Итог: атрофия в желудке встречается часто. И если 25% жителей Земли будет сидеть и паниковать, боясь рака, жизнь на нашей планете может остановиться. 25% от почти 8-миллиардного населения планеты это около 2 млрд человек, верно? Так вот, в 2020 году выявлено 1,1 млн новых случаев рака желудка [PMID: 35497064], что составляет = 0,01% от средней распространённости АГ. Совершенно разные порядки, верно?

Всё дело в том, что большинство случаев атрофии — это непродвинутые, начальные стадии АГ, которые при правильном ведении пациента в рак не переродятся. Мы знаем, что основным фактором прогрессии атрофии в желудке до дисплазии и рака является инфекция Helicobacter pylori (НР), которая на сегодняшний день может быть изгнана из организма. Излечение от НР, разработанный с врачом план наблюдения за атрофией с учетом стадии атрофического процесса по OLGA, отказ от табакокурения, минимизация потребления алкоголя и рациональное питание здорового человека — ключ к нетревожной и безопасной жизни пациента с желудочной атрофией.

Врачи