Поделитесь с друзьями

Соматические и инфекционные заболевания в стадии обострения ограничивают проведение любого вмешательства. Но часто бывает так, что болезнь уже взята под контроль, но в той или иной процедуре человеку отказывают. Как быть пациентам с заболеваниями печени, если они решили обратиться к косметологу? Какие процедуры разрешены, а какие стоит отложить или не выполнять вовсе?

Ботокс

Суть процедуры ботокса заключается в снижении активности определенных мышечных рецепторов и альфа- и гамма-мотонейронов. Это проявляется выраженным расслаблением тех мышц, в которые выполнялись инъекции препарата. Однако наряду с процессом денервации в этих мышцах протекает и процесс реиннервации, что обеспечивает восстановление мышечных сокращений через 4–6 месяцев. Согласно инструкции, при локальном введении препарат не вызывает системных эффектов. И только при применении дозировок, превышающих максимально допустимые, может появляться незначительная общая слабость. Вывод: учитывая локальное действие препарата, использование ботулотоксина согласно рекомендациям производителя не противопоказано при компенсированных заболеваниях печени.

Перманентный макияж

Процедура заключается во введении красящих пигментов в верхние слои кожи. Для этого используются специальные иглы, соответственно, процедура является инвазивной, после нее требуется определенный период восстановления, а также существует риск кровотечения и образования гематом. Поэтому процедура не рекомендована пациентам с декомпенсированными заболеваниями печени. Поврежденная кожа может послужить входными воротами инфекций и вызвать тяжелые последствия вплоть до сепсиса, могут замедляться процессы регенерации, а также не исключены осложнения в виде кровотечений ввиду нарушенного синтеза факторов свертывания. При взятом под контроль заболевании ограничений нет. Отдельный вопрос с аутоиммунными заболеваниями – не вызовет ли пигмент обострение процесса? Достоверной информации и однозначного ответа, к сожалению, нет. Пациентам с синдромом перегрузки железом и нарушением обмена меди желательно уточнить у специалиста состав пигмента (на предмет содержания железа или меди).

Загар

Есть мнение, что небольшой загар способствует уменьшению кожного зуда у пациентов с холестазом. При этом важно не допускать ожогов и использовать крема с высокой степенью SPF защиты.
Особую группу составляют пациенты, находящиеся на терапии азатиоприном. Из-за риска немеланомного рака кожи им рекомендовано использование SPF кремов с высокой степенью защиты даже в повседневной жизни. Но это не значит, что поездки на море для них противопоказаны. Важно выбирать утренние и вечерние часы, избегая опасного дневного солнца, и использовать солнцезащитные крема.

Лазерная эпиляция

Длина волны лазера, использующегося для разрушения волосяного фолликула, - от 755 до 1064 нм. Воздействие происходит на меланин, пигмент волоса, который сосредоточен в стержне и волосяном фолликуле, клетки кожи такой свет практически не поглощают. При правильном выполнении процедуры риск ожога или какого-либо повреждения кожи сводится к минимуму. Прямых противопоказаний к процедуре со стороны печени нет.

Использование препаратов на основе гиалуроновой кислоты

Скажу честно, с ними все сложно и неоднозначно. Поэтому нельзя четко сказать: можно ли применять эти препараты пациентам с аутоиммунными заболеваниями печени. Для остальных печеночных нозологий в стадии компенсации применение препаратов возможно.
В интернете можно найти множество пестрящих заголовков «Филлеры вызывают аутоиммунные заболевания». В литературе я нашла одну свежую публикацию на эту тему, и то для склеродермии и СКВ. Вот что пишут авторы: «Хотя гиалуроновая кислота (ГК) играет центральную роль в воспалительном процессе, использование филлеров на основе ГК у пациентов с аутоиммунными воспалительными заболеваниями остается спорным. Фактически, ГК в воспаленных тканях способствует распространению воспалительной реакции и потенциально может способствовать реактивации основного заболевания. Однако недавние научные данные свидетельствуют о том, что использование филлеров на основе ГК у пациентов со склеродермией может привести к улучшению состояния кожи с удовлетворительными результатами. В литературе нет клинических исследований, которые бы противоречили назначению дермальных филлеров на основе ГК пациентам с воспалительными заболеваниями. Ни одно из клинических исследований не выявило противопоказаний к применению дермальных филлеров на основе ГК у пациентов с воспалительными заболеваниями. Филлеры на основе ГК не только продемонстрировали важные клинические и эстетические преимущества у пациентов, получавших лечение со склеродермией или волчанкой, с хорошим профилем безопасности. Хотя эти результаты должны быть подтверждены на большей когорте пациентов».

Маски, пилинги, чистки

Противопоказаний к процедуре со стороны печени нет.

Итог

• Любая процедура должна выполнять только квалифицированным персоналом с использованием сертифицированных препаратов.
  • Компенсированные заболевания печени и заболевания, взятые под контроль, не всегда являются противопоказанием к косметологическим процедурам.
  • Грамотный врач-косметолог всегда должен тщательно собрать анамнез, оценить сопутствующие заболевания и принимаемую терапию, чтобы принять решение о выполнении или невыполнении той или иной процедуры, взвесив все риски и ожидаемую пользу.
  • Если у вас есть заболевание печени, и вы планируете какую-то процедуру, всегда можно обсудить интересующие моменты со своим лечащим доктором-гепатологом. Потому что, как показывает практика, осведомленность о заболеваниях печени, даже в медицинской среде, низкая, а ложные ограничения и противопоказания к безобидным процедурам по сей день сопровождают наших пациентов на каждом шагу.
  • И помните, вы прекрасны всегда! Но даже если хочется что-то добавить или убрать, не бойтесь обсудить это с гепатологом, дерматологом или косметологом.

Бакаева Софья Рафаэлевна
Врач – гастроэнтеролог, гепатолог, терапевт