Поделитесь с друзьями

В отличие от толстой кишки, тонкая кишка человека является негостеприимной средой для роста и размножения бактерий. Это связано с различными факторами организма человека, которые включают моторику кишечника, секрецию желудочной кислоты, секрецию сока поджелудочной железы и желчи, структурные барьеры (такие как клапан между тонкой и толстой кишкой), иммунную систему кишечника. Ситуации, которые нарушают эту естественную среду, могут привести к чрезмерному росту бактерий в тонком кишечнике (СИБР). СИБР определяется как чрезмерный рост кишечных бактерий в тонкой кишке, который может привести к широкому спектру клинических проявлений, начиная от полностью бессимптомного течения до нарушения всасывания, диареи и потери веса в тяжелых случаях.

Об синдроме избыточного бактериального роста (СИБР) следует думать, если вы испытываете метеоризм, вздутие живота, усиленное отхождение газов, урчание и переполнение в животе, диарею, реже – запоры, признаки плохой всасываемости питательных веществ и витаминов.

Чаще всего СИБР является следствием перенесенной кишечной инфекции, нерационального приема антибиотиков, а также нарушения работы или структуры других органов желудочно-кишечного тракта:

1. Снижение секреции желудочной кислоты: кислота желудка обладает мощной антимикробной активностью. Снижение секреции желудочной кислоты приводит к повышению внутрижелудочного рН, позволяя проглоченным бактериям размножаться. Происходит это после хирургических вмешательств (резекция желудка, ваготомия), при тяжелом атрофический гастрите и при длительном приеме лекарств, подавляющих секрецию кислоты (Омепразол и аналоги; Фамотидин и аналоги).

2. Хронический панкреатит: поджелудочная железа человека выполняет множество функций, которые включают секрецию ферментов в двенадцатиперстную кишку, что способствует пищеварению. Эти ферменты обладают антимикробными свойствами, которые предотвращают развитие СИБР. У пациентов с хроническим панкреатитом может наблюдаться недостаточность секреции этих ферментов, что предрасполагает к СИБР. Предшествующая операция на поджелудочной железе, нарушение моторики кишечника, использование Омепразола и аналогов, сахарный диабет и употребление наркотических обезболивающих - дополнительные факторы риска СИБР у пациентов с хроническим панкреатитом. СИБР при хроническом панкреатите развивается на 15-40% чаще чем в популяции.

3. Хронические заболевания печени: у пациентов с хроническими заболеваниями печени, такими как цирроз, холестатические заболевания печени (первичный билиарный холангит, первичный склерозирующий холангит, вторичный холангит) может быть снижена выработка и секреция желчи. Желчь же обладает антимикробными свойствами. Неудивительно, что у пациентов с хроническим заболеванием печени СИБР выявляется значительно чаще по сравнению с контрольной группой без заболеваний печени - 40,8 % против 10,7 %

4. Нарушение моторики кишечника: движение пищи по желудочно-кишечному тракту переносит бактерии в толстую кишку и является важной причиной того, что количество бактерий в верхних отделах тонкой кишки обычно низкое. Соответственно нарушение моторики кишки может привести к развитию СИБР. Ухудшают движение кишечника некоторые лекарства (антихолинергические средства, опиоиды и антидиарейные препараты); заболевания (сахарный диабет, склеродермия).

5. Анатомические/структурные изменения тонкой кишки: атрофия, дивертикулы, свищи, стриктуры, хирургические операции, особенно те, которые влияют на целостность клапана между тонкой и толстой кишкой. Дивертикулы тонкой кишки обычно протекают бессимптомно, однако эти доброкачественные выпячивания тонкой кишки могут привести к застою содержимого кишечника, что может предрасполагать к развитию СИБР.

6. Пациенты с воспалительными заболеваниями кишечника (ВЗК) также предрасположены к развитию СИБР из-за структурных аномалий, вызванных стриктурами, фистулами или предыдущими операциями. Лечение иммуносупрессивными препаратами также может способствовать развитию СИБР. СИБР был значительно выше у пациентов с болезнью Крона - 25,4 %, против 11% встречаемости в контрольной группе людей. У пациентов с язвенным колитом также значительно чаще, чем в контрольной группе, наблюдался СИБР

7. Бариатрические операции (направленные на снижение веса) также являются риском СИБР - у 40%- 80% пациентов после бариатрических операций выявляется СИБР.

8. Выраженное снижение иммунной защиты также предрасполагает к СИБР: общий вариабельный иммунодефицит; селективный дефицит иммуноглобулина А; приём иммуносупрессивных препаратов; СПИД.

Золотым стандартом диагностики СИБР является посев содержимого тонкой кишки, однако этот метод является дорогостоящим, инвазивным и трудоемким, выполняется обычно только в рамках клинических исследований. Другие методы диагностики включают дыхательные тесты, которое является простыми и значительно менее дорогостоящим, но при этом чувствительностью их все-таки ниже, чем у посева.

В нашей клинике мы проводим водородный дыхательный тест на СИБР. Тест имеет ряд противопоказаний и для него требуется специальная подготовка. С данной информацией вы можете ознакомиться по ссылке

Лечение синдрома избыточного бактериального роста не всегда является простой задачей, в тяжелых случаях порой приходится использовать 2 и 3 разные схемы антибиотикотерапии.

Помните, что СИБР невозможно вылечить пребиотиками, пробиотиками, БАДами, ферментами и т.п. В лечение используются системные антибиотики (они всасываются из кишки и действуют на весь организм) или невсасывающийся антибиотик (на сегодняшний день доказана эффективность лишь одного препарата).

Лечение антибиотиками основываясь только на симптомах (без проведения посева или дыхательного теста), является еще одним вариантом, который часто используется в клинической практике; однако, учитывая сохраняющуюся проблему устойчивости бактерий к антибиотикам, побочные эффекты системных антибиотиков и возможность развития антибиотик-ассоциированной диареи, лечение системными антибиотиками без лаборатороного подтверждения наличия СИБР далеко не всегда является хорошим выбором.

Врачи

Прашнова Мария Константиновна
Главный врач, гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н.