Акатова Наталья Юрьевна
Врач – ультразвуковой диагностики, инфекционист высшей категории, к.м.н.
Поделитесь с друзьями

В настоящее время весьма популярным направлением отдыха стал Занзибар (на языке суахили Funguvisiwa ya Zanzibar, в английском варианте Zanzibar Archipelago), представляющий собой архипелаг из 75 островов в Индийском океане, растянувшийся вдоль восточного берега Африки напротив современной Танзании. Часть архипелага входит в автономию Занзибар. Потрясающие пейзажи, дикая природа, экзотика. Однако, за безоблачностью отдыха может скрываться опасность для здоровья, о которой мы бы хотели информировать наших пациентов. Это малярия. Малярия итал. mala aria — «плохой воздух», ранее известная как «болотная лихорадка», представляет собой инфекционно-паразитарное заболевание, для которого характерно поражение «красных клеток крови» - эритроцитов простейшими внутриклеточными паразитами рода Plasmodiu (плазмодии). Малярия находится на пятом месте по числу смертельных случаев за год среди инфекционных заболеваний. До 2010 года ежегодно до миллиона человек умирало от малярии, например, 781 000 в 2009 и 655 000 в 2010. По состоянию на 2008—2009 годы на одну смерть от малярии приходилось 2200 $ на лечение и исследования в мире. Для сравнения, на одну смерть от ВИЧ/СПИД приходилось 6800 $.

Эпидемиология и профилактика.

Малярия достаточно древнее заболевание, но и на данный момент оно распространено во всем мире, особенно в странах Африки. Для некоторых групп населения риск заражения малярией, а также развитие более тяжелой формы болезни выше. Это младенцы, дети до пяти лет, а также беременные женщины. Кроме того, люди с ВИЧ/СПИДом, мигранты, у которых нет иммунитета, путешественники и мобильные группы населения находятся в зоне риска. Россия, Украина и другие страны постсоветского пространства являются свободными от малярии странами, т. е. регистрируются единичные случаи завозной малярии. Однако с развитием туризма возможно заражение малярией во время путешествия в страны, эндемичные (свойственные данной местности) по малярии. 85—90 % случаев заражения приходится на районы Африки южнее Сахары, также эндемичными являются некоторые страны Азии, Южной Америки, Океании. Перед поездкой рекомендовано проконсультироваться в посольстве страны, в которую планируется путешествие, относительно эпидемической ситуации и эффективных для этого региона мер профилактики малярии. Беременным, детям в возрасте до 4-х лет и людям, живущим с ВИЧ, в страны, неблагополучные по малярии желательно не выезжать. Методы, которые используются для предотвращения распространения болезни в областях, эндемичных для малярии, включают прием профилактических лекарственных средств и использование средств для предотвращения укусов комаров. Перед поездкой необходимо уточнить региональную устойчивость малярии к препаратам. Медикаментозная профилактика не обеспечивает 100% защиты, но значительно снижает риск заболевания. Ее необходимо начать принимать за 1-2 недели до поездки и продолжать 4 – 6 недель после прибытия домой.

Вакцина.

Создание универсальной прививки от малярии затруднено из-за того, что плазмодии (малярийные паразиты) обладают большим генетическим разнообразием. В одном и том же ареале обитания могут одновременно находиться сотни видов возбудителей малярии, отличных друг от друга. В одной-единственной прививке невозможно совместить антигены всех этих видов. Прививка от малярии существует, однако на сегодняшний день она не универсальна. Ее плановое использование не одобрено в европейских странах мира. Эффективность существующей вакцины против малярийного плазмодия низка (31−56 %). Тестируется новая высокоэффективная вакцина (90 % и более из ослабленных радиацией плазмодиев.

Клинические проявления.

Малярия сопровождается лихорадкой, ознобами, спленомегалией (увеличением размеров селезёнки), гепатомегалией (увеличением размеров печени), анемией (снижением гемоглобина). Характеризуется хроническим рецидивирующим течением. Первые симптомы — лихорадка, головная боль и озноб — могут быть слабовыраженными, что затрудняет выявление малярии. Если не начать лечение в течение первых 24 часов, малярия P. falciparum может развиться в тяжелую болезнь, часто заканчивающуюся летальным исходом. Различают 4 вида малярии: Трехдневная малярия, Малярия овале, Четырехдневная малярия, Тропическая малярии. Инфицирование (заражение) малярией происходит в то время, когда инфицированный комар рода Anopheles всасывает кровь человека. Плазмодии со слюной комара в виде спорозоитов попадают в кровь. Инкубационный (бессимптомный) период длится от момента инфицирования до первых клинических проявлений. Этот период соответствует тканевой шизогонии или спячке спорозоитов и в зависимости от вида возбудителя длится от 10 дней до нескольких месяцев!!! Предвестники болезни появляются в течении 3 – 4 суток - ухудшение общего состояния в виде появления гриппоподобных симптомов: слабость, недомогание, головные боли, боли в суставах, ощущение озноба и др. Острый период, который характеризуется появлением повторяющейся приступообразной лихорадки. Продолжительность приступа от 5 до 12 часов, иногда до суток. Период приступов лихорадки связан с эритроцитарной шизогонией плазмодия. После приступа лихорадки наступает межприступный период, температура тела нормализуется, а самочувствие больного улучшается. Выздоровление наступает тогда, когда проходит стадия поздних рецидивов. Таким образом, общая продолжительность болезни определяется видом инвазии (заражения). Общая продолжительность для трехдневной и четырехдневной малярии составляет от двух до четырех лет, для малярии овале – от полутора лет до трех, для тропической – до года. Иногда между периодами ранних и поздних рецидивов может возникать латентная стадия (полное отсутствие симптомов). Она может длиться от двух до десяти месяцев и, в основном, характерна для трехдневной малярии и малярии овале.

Диагностика малярии основывается на следующих критериях:

• Клинические – характерные клинические проявления (симптомы), наличие лихорадки.
  • Эпидемические – пребывание больного в регионах эндемичных по малярии в период последних трех лет. Не забудьте информировать врачей об этом!
  • Анамнестические (история жизни больного): перенесенная ранее малярия, факты переливания крови.
  • Лабораторные исследования остаются основными критериями в постановке диагноза «малярия». Лечить малярию необходимо только после лабораторного подтверждения диагноза.

Основные лабораторные методы:

• Микроскопия крови
  • Анализ крови с микроскопией (изучением под микроскопом) необходимо сдать для обнаружения самих малярийных паразитов.

При микроскопии толстой кровяной капли обнаруживаются большие относительно бледные эритроциты, в которых находятся плазмодии малярии в различных стадиях развития. Их количество в периферической крови зависит от тяжести заболевания. Микроскопия тонкого мазка крови позволяет более детально изучить измененные эритроциты и паразитов в частности. Такой анализ назначается для определения вида паразита и его стадии развития.

Иммунологический анализ крови

Для обнаружения малярийных антигенов (особых белков) необходимо сдать кровь на иммунологический анализ. Существует несколько экспресс-тестов на различные виды плазмодий, которые позволяют диагностировать болезнь прямо у кровати больного. Выполнение иммунологических тестов занимает 10 – 15 минут. Этот анализ широко используется для эпидемиологических исследований в странах с высоким риском заражения малярией.

Серологический анализ крови

При малярии необходимо сдать серологический анализ крови, чтобы обнаружить антитела к плазмодиям в крови пациента. Результаты этого анализа могут указывать не только на присутствие паразита в организме, но и на перенесенное заболевание. Положительным результатом считают рост концентрации антител в крови более чем 1 к 20.

Полимеразная цепная реакция на основе капли крови

ПЦР при малярии необходимо сдавать, только если предыдущие анализы не подтвердили заболевание. ПЦР выполняется на основе капли периферической крови заболевшего человека. Данный вид анализа является высокоспецифичным. Он дает положительный результат и обнаруживает возбудителя в более чем 95 процентах случаев болезни.

Лечение.

Без паразитологического доказательства заболевания можно провести лечение:

• во-первых, при наличии клинических симптомов в очагах эндемических по малярии,
  • во-вторых, при недоступности лабораторных методов исследования.

Лечение проводят в условиях инфекционного стационара.

Цель лечения малярии: прервать жизнедеятельность паразита в крови больного, предотвратить появление осложнений заболевания, не допустить смерть больного,

профилактировать хроническое течение и рецидивы малярии. В зависимости от вида малярии, наличия или отсутствия осложнений заболевания, стадии цикла развития малярийного плазмодия, наличия устойчивости (резистентности) к противомалярийным препаратам, разрабатываются индивидуальные схемы этиотропной терапии из представленных противомалярийных препаратов. Самым распространённым медикаментом для лечения малярии сегодня, как и раньше, является хинин. На некоторое время он был заменен хлорохином, но ныне снова приобрел популярность. Причиной этому стало появление в Азии и затем распространение по Африке и другим частям света Plasmodium falciparum с мутацией устойчивости к хлорохину. Также существует несколько других веществ, которые используются как для лечения, так и для профилактики малярии ( доксициклин, сульфадоксин/пириметамин, атовакуон/прогуанин). Их использование преимущественно зависит от устойчивости к ним паразитов в области, где используется тот или другой препарат. В настоящее время наиболее эффективны комбинированные лекарственные средства с артемезинином.

Мы ни в коем случае не отговариваем вас от поездки в Африканский рай, мы хотим, чтобы вы были во всеоружии с минимальными рисками для здоровья и чтобы ваш отдых, действительно был незабываемым только с точки зрения положительных эмоций