Поделитесь с друзьями

Известно, что рак желудка в мире занимает пятое место по распространенности среди всех видов рака, а также является третьим по частоте причиной смертности от онкологических заболеваний, многие государства разрабатывают схемы скринингового обследования населения с целью раннего выявления предраковых состояний желудка.

Как правило, пациенты с хроническим атрофическим гастритом (ХАГ) не имеют симптомов, что затрудняет его выявление. В настоящее время эндоскопия в сочетании с гистопатологическим исследованием является золотым стандартом диагностики ХАГ. Однако широкомасштабные эндоскопические обследования в некоторых странах провести в должном объеме технически сложно из-за нехватки эндоскопических учреждений и специалистов, также в связи с тем, что эндоскопия является инвазивной и дорогостоящей процедурой, а также высокой оператор-зависимости исследования. Поэтому разработка простого и неинвазивного метода скрининга для точного выявления лиц с высоким риском развития рака желудка крайне важна.

На данный запрос был разработан инвазивный тест - «Гастропанель», который состоит из четырех анализов: Пепсиноген I (PGI) , определяемый методом ИФА, Пепсиноген II  (PGII) также ИФА, Гастрин-17 (G-17 ) – ИФА, и антитела к  Helicobacter pylori IgG методом ELISA. Также в бланке будет указан расчетный показатель отношения пепсиногена I  к пепсиногену II (PGR).

Именно комбинация PGI, PGII, PGR и G-17 показала чувствительность 65,29% и специфичность 73,18% для выявления наличия любого хронического атрофического гастрита.

Про каждый из показателей:

Пепсиноген I (PGI)

Концентрация пепсиногена I в крови — индикатор структуры и функционирования слизистой оболочки тела желудка.

Пепсиноген II (PGII)

Концентрация пепсиногена II в крови — индикатор структуры и функционирования слизистой оболочки желудка суммарно. Его концентрация в крови часто растет при воспалении , а наиболее распространенная причина к этому — инфекция Helicobacter pylori.

Пепсиноген I / Пепсиноген II (PGI / PGII)

Отношение пепсиноген I / пепсиноген II снижается при атрофии тела желудка.

Базальный гастрин-17 (G-17b)

Вырабатывается G клетками антрального отдела желудка, однако его изменения могут свидетельствовать как о нарушении структуры и функционирования антрального отдела желудка, так и тела желудка.

Повышение его уровня обычно свидетельствует об анацидном желудке (например, пациент принимает ИПП или страдает атрофией слизистой тела желудка), при этом значительное повышение данного показателя  -может натолкнуть на мысли о гастриноме. Снижение же его уровня может происходить  при атрофии слизистой оболочки антрального отдела желудка, поскольку G-клетки исчезают., либо при повышенной секреции соляной кислоты. Отдифференцировать последние два состояния помогает нижеописанный тест.

Стимулированный гастрин-17 (G-17s)

Определяется уровень гастрина-17 после белковой стимуляции (пациенту предлагается съесть белковый батончик, например).

Низкий уровень стимулированного гастрина-17 свидетельствует об истинном атрофическом гастрите антрального отдела желудка. При значениях показателя в пределах референсных норм – суммарно состояние будет оценено как гиперхлоргидрия, то есть указывает на повышенную секрецию соляной кислоты.

Что важнее?

Можем ли мы оценить какой-то один показатель из данной панели, или же обязательно сдавать все полностью?

В одном исследовании, опубликованном в июне 2025г.  (https://doi.org/10.1186/s12876-025-03996-8) попытались ответить на вопрос о диагностической ценности сывороточных пепсиногенов и гастрина- 17 для выявления хронического атрофического гастрита и посмотреть соответствие с биопсийным материалом слизистой желудка.

Для этого разделили пациентов на три группы: с неатрофическим гастритом, легким атрофическим гастритом, и третью группу составили пациенты умеренного и тяжелого атрофического гастрита.

Какие выводы  были сделаны:

  1. Однозначно в группе H.P. положительных пациентов уровень PGII был выше (что подтверждает тот факт, что PGII повышается при воспалении).
  2. Уровни PGII и G-17 в сыворотке крови повышались в соответствии с тяжестью атрофического повреждения слизистой оболочки желудка. Для прогрессирующей хронической атрофии, которая была классифицирована как II–IV стадии в соответствии с системой Operative Link on Gastritis Assessment (OLGA), чувствительность составила 66,10% и специфичность 83,40%.
  3. Среди всех H. pylori-положительных когорт PGII показала самую высокую корреляцию по сравнению с комбинированным диагностическим подходом с использованием всей панели PGI, PGII, PGR и G-17.
  4. В отличие от PGII и G-17, PGI не имел значительной корреляции с тяжестью ухудшения состояния слизистой оболочки.
  5. На ранней стадии воспаления слизистой оболочки гипергастринемия, вызванная H. pylori, может одновременно стимулировать секрецию как PGI, так и PGII. Это наблюдение предполагает, что PGI может служить чувствительным индикатором воспаления слизистой оболочки до того, как атрофия повлияет на тело желудка. Однако по мере прогрессирования заболевания и повышения выраженности атрофии тела желудка потеря этих клеток приводит к снижению уровня PGI, что снижает его диагностическую ценность на поздних стадиях ХАГ.

Также важно понимать, что на пепсиногены и их секрецию оказывают влияние множество факторов, которые могут искажать истинные значения, среди которых:: наличие  хеликобактер пилори инфекции, режим питания, курение, употребления алкоголя,  среда проживания, каждые из  которых может влиять как на здоровье желудка, так и на уровни биомаркеров. Эти факторы могут модулировать здоровье слизистой оболочки желудка и динамику биомаркеров, что потенциально может способствовать расхождениям, наблюдаемым между результатами исследований.

Таким образом, учитывая вышеизложенные выводы и  невысокий процент чувствительности и специфичности «гастропанели» или ее отдельных маркеров, можно сделать следующие заключения:

  • Исследования пепсиногенов и гастрина-17 (но лишь совместно) могут служить эффективными инструментами скрининга для профилактики ХАГ и возникновения рака желудка, что делает эту стратегию потенциально ценной,
  • Данный вид исследования может использоваться как дополнение к гастроскопии, и при обсуждении с лечащим врачом,
  • Необходима дальнейшая валидация в более крупных многоцентровых исследованиях для оценки данного теста в контексте глобальной пользы в клинической практике.

Автор статьи

Данилова Александра Николаевна
Врач – гастроэнтеролог, терапевт, УЗ-диагностики