Прашнова Мария Константиновна
Главный врач, гастроэнтеролог, гепатолог, к.м.н.
Поделитесь с друзьями

На сегодняшний день наличие камней в желчном пузыре (желчнокаменная болезнь) является одним из наиболее распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта. По статистике желчные камни образуются у каждого пятого жителя планеты.

Желчный пузырь – это полый орган, грушевидной формы, служащий не только резервуаром для накопления и хранения желчи, которая необходима человеку для переваривания главным образом жиров и поддержания нормальной микрофлоры, а также для выделения желчи, которое происходит в ответ на поступление пищи, посредством мышечных сокращений его стенки. Таким образом, желчный пузырь является активным и важным органом пищеварительной системы. Процесс оттока желчи зависит от правильности и силы сокращений желчного пузыря.

Стенка органа состоит из 3х слоев:

• слизистой оболочки, покрытой эпителием, который обеспечивает обмен веществ и кровоснабжение;
  • гладкой мускулатуры, которая вызывает сократительные движения для эвакуации желчи;
  • cерозной оболочки, обеспечивающей защиту органа.

Камни в желчном пузыре образуются в результате застоя желчи, когда её компоненты выпадают в осадок и кристализируются, в результате чего происходят изменения её химического состава, то есть нарушение баланса между холестерином и желчными кислотами, что в конечном результате и способствует формированию камней. Процесс образования камней не быстрый, для этого необходимо время: месяцы, а порой и годы. Размеры конкрементов могут быть самыми разными: от размера просяного зернышка до перепелиного яйца и количество их также варьирует от единичного до нескольких десятков.

Эта патология выявляется преимущественно в возрасте 35-45 лет и диагностируется в 2 раза чаще у женщин, виной тому – женские гормоны эстрогены, которые нарушают литические свойства желчи и замедляют её отток. Известно, что женский пол является одним из 5 основных факторов риска – так называемого синдрома 5F: Female (женский пол), Forty (40 и старше), Fertile (рожавшие), Fair (светловолосые), Fat (полные).

У 80% пациентов наличие камней не вызывает никаких симптомов и является случайной находкой при обследовании по другому поводу.

Что же способствует образованию камней?

• чрезмерное употребление продуктов с высоким содержанием холестерина (животные жиры);
  • ддлительным приемом некоторых лекарственных препаратов, особенно оральных контрацептивов (у женщин);
  • беременность;
  • малоподвижный образ жизни;
  • избыточный вес;
  • паразитарные инвазии;
  • хронический воспалительный процесс;
  • врожденные деформации желчного пузыря;
  • пожилой и старческий возраст;
  • нарушение характера и режима питания: редкие приемы пищи, голодание, несбалансированная диета и как следствие резкое похудение или быстрый набор веса;
  • наличие таких заболеваний, как сахарный диабет, дискинезия желчевыводящих путей и т.п.

Как проявляется желчнокаменная болезнь?

Клиническая картина зависит от стадии заболевания.

I стадия – начальная: формирование литогенной желчи (богатой холестерином и бедной желчными кислотами), образование хлопьев, кристаллов, билиарного сладжа. Данная стадия бессимптомная, выявляется по данным УЗИ и является обратимой. Врачи-гастроэнтерологи нашей клиники очень внимательно относятся именно к этой стадии болезни, так как именно на ней можно вовремя восстановить нормальную физиологию желчного пузыря.

II стадия: формирование желчных камней – но признаки ЖКБ могут ещё отсутствовать, и выявляться случайно, во время прохождения УЗИ органов брюшной полости по другому поводу.

III стадия: клиническая – появление выраженной симптоматики - желчной колики.

IV стадия: осложнения. Отсутствие адекватного лечения может привести к появлению осложнений: механическая желтуха, перфорация стенки желчного пузыря, перитонит.

Характерный болевой синдром при ЖКБ – желчная колика – выраженная острая внезапно возникающая боль под правым ребром режущего, колющего характера, может распространяться в область шеи, под лопатку, верхнюю конечность. Причины болевого синдрома – спазм мускулатуры желчного пузыря и протоков как рефлекторный ответ на раздражение стенки конкрементами и в результате перерастяжения пузыря избытком желчи при наличии закупорки в желчевыводящих путях.

Провоцируют данное состояние следующие ситуации:

• Употребление острой пищи, спиртного
  • Стрессовые ситуации
  • Ношение тяжестей
  • Езда по неровной поверхности

При выявлении симптоматики пациента направляют к гастроэнтерологу, который принимает решение о возможности амбулаторного лечения или госпитализации для выполнения холецистэктомии. Из методов диагностики на сегодняшний день наиболее доступным и информативным является УЗИ органов брюшной полости, которое дает представление о наличии, количестве, размерах конкрементов, а также состоянии стенок желчного пузыря. Из дополнительных методов оценки состояния желчного пузыря и протоков – МРТ и КТ желчного пузыря.

Что предпринять для профилактики камнеобразования?

Предупредить развитие заболевания помогает рациональное питание. Регулярное питание (4-5 разовое) способствуют своевременному опорожнению желчного пузыря, предотвращая тем самым застой желчи. Не стоит употреблять слишком холодные или слишком горячие блюда – это может вызвать спазм желчевыводящих путей и спровоцировать болевой приступ. Соблюдайте режим труда и отдыха, по возможности ограничивайте стрессовые ситуации. Если у вас имеется избыточный вес – целесообразно снизить калораж пищи, за счет уменьшения количества жиров. Следите за своей массой тела, но не голодайте. Регулярно посещайте врача, проходите профилактические осмотры, это позволит выявить проблему на ранних стадиях и эффективно её предотвратить.