Поделитесь с друзьями

«Второе сердце мужчин» – простата или предстательная железа – показатель его сексуальности и способности к деторождению. Так что каждый мужчина должен сам решить, опасно ли для него не следить за состоянием этого органа. А при развитии воспаления предстательной железы придется задать себе важный вопрос – как жить с простатитом?

Простатит — заболевание, которое характеризуется наличием воспаления и/или инфекции с локализацией в предстательной железе.

Может проявляться широким спектром клинических признаков и жалоб.

Рассмотрим для начала функции предстательной железы:

• выработка секрета, который является составной частью спермы и участвует в разжижении эякулята, а также насыщении его питательными веществами, такими как различные ферменты и витамины, лимонная кислота, ионы цинка, способствующими улучшению подвижности и активности сперматозоидов;
  • простата содержит гладкомышечные волокна, которые помогают выбросу спермы из уретры во время эякуляции, препятствуют забросу спермы в мочевой пузырь и участвуют в механизме удержания мочи.
  • продуцирует гормоны и активные вещества, которые регулируют работу половой сферы.

Простатит, доброкачественная гиперплазия простаты и рак простаты — три основных заболевания органа.

Все три заболевания могут сосуществовать в одной простате одновременно. То есть наличие простатита не исключает наличие гиперплазии простаты и рака предстательной железы у пациента и наоборот.

Причины простатита и факторы риска

По статистике, простатит является самым распространенным урологическим заболеванием после гиперплазии (увеличения) и рака предстательной железы у мужчин младше 50 лет и третьим по распространенности у мужчин старше 50 лет.

Не меньше 30% амбулаторных посещений уролога приходятся на долю простатита.

Всем мужчинам, столкнувшимся с простатитом, а их число в последние годы увеличилось, понятно, что простой и беззаботной жизни с таким заболеванием не будет. Многие факторы влияют на возникновение болезни. Это и ухудшающаяся экология, и бешеный ритм жизни, в результате которого мужчины подвергаются стрессам и депрессиям – эти причины изменить, порой, не под силу, но существуют факторы, которые целиком и полностью зависят от самих мужчин.

Наиболее частые причины болезни:

• малоподвижный образ жизни, сидячая работа, отдых у телевизора;
  • длительное воздержание от половой жизни;
  • беспорядочное питание, ведущее к неправильному обмену веществ;
  • вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков и пива;
  • хронические заболевания мочеполовой системы;
  • частая смена сексуальных партнеров увеличивает риск простатита;
  • венерические заболевания и мочеполовые инфекции;
  • задержка эякуляции и семяизвержения при половом акте;
  • чрезмерное употребление острой, жирной, соленой, пряной пищи;
  • частые запоры, геморрой;
  • пониженный иммунитет.

К возможными причинами простатита также относятся:

• интрапростатический рефлюкс мочи в результате дисфункционального мочеиспускания (моча при определенных предрасполагающих факторах может попадать внутрь предстательной железы через протоки простаты, вызывая воспалительный процесс);
  • незащищенный анальный секс;
  • сужение крайней плоти (фимоз);
  • аутоиммунные заболевания;
  • функциональные и анатомические изменения мышц тазового дна;
  • изменения в центральной нервной системе, в том числе функциональные и анатомические изменения в головном мозге;
  • травматическая и необычная сексуальная активность;
  • психологические факторы (в ряде исследований доказано влияние психологического стресса на возникновение симптомов хронического простатита — у части пациентов диагностированы психосоматические расстройства, при лечении которых отмечено уменьшение симптомов простатита и вероятность его рецидивов).

Симптомы:

• боль или жжение при мочеиспускании (дизурия);
  • нарушения мочеиспускания;
  • изменение цвета мочи и/или спермы;
  • появление крови в моче и/или спермы;
  • боль и/ или дискомфорт в животе, паху или пояснице;
  • боль и/ или дискомфорт в промежности;
  • боль и/или дискомфорт в половом члене и яичках;
  • боль и/ или дискомфорт при семяизвержении;
  • повышение температуры тела (при остром бактериальном простатите).

Диагностика:

По общепризнанной классификации простатита NIH (Национальные институты здравоохранения США) различают четыре категории заболевания, традиционно обозначаемые римскими цифрами:

I — острый бактериальный простатит;

II — хронический бактериальный простатит;

III — хронический абактериальный простатит / синдром хронической тазовой боли (CP/CPPS):

IV — асимптоматический (бессимптомный) хронический простатит.

Диагностика простатита включает пальцевое ректальное исследование (ректальный осмотр), которое заключается в прощупывании (пальпации) предстательной железы указательным пальцем через задний проход (прямую кишку).

Пальцевое ректальное исследование (ПРИ) — важная диагностическая манипуляция при подозрении на любую патологию со стороны предстательной железы. Поэтому мужчинам желательно не отказываться от ее проведения.

К лабораторной диагностике, в первую очередь, относится общий анализ мочи, в котором отмечается увеличение количества лейкоцитов. Рекомендуется выполнить бактериологический посев мочи, секрета простаты и спермы, а также мазок из уретры на ИППП. По результатам анализа можно определить наличие бактерий и их чувствительность к антибиотикам и, таким образом, скорректировать назначенную антибактериальную терапию. Также выполняется общий анализ крови — для оценки общего состояния организма и его реакции на воспалительный процесс.

Определение онкомаркера (ПСА), его фракций также не рекомендовано — ввиду низкой информативности и искажения данных на фоне воспаления.

Лечение простатита

Главное в лечении от недуга – комплексный подход и неукоснительное выполнение всех рекомендаций специалиста. Медицина достигла неплохих результатов в искоренении простатита. После того, как пациент нашел «своего» уролога, которому безоговорочно поверил, важно не прерывать алгоритм лечебных действий. Ни в коем случае нельзя прерывать лечение после наступившего облегчения, наступающего после приема лекарственных препаратов, борющихся с инфекцией, проникшей в организм.

Этот первый успех надо закрепить и продолжить. Лечение предусматривает не только уничтожение вредных бактерий, но и восстановление поврежденных тканей предстательной железы, повышение иммунитета, коррекцию других изменений, наступивших в организме в результате воспаления. В начале статьи было сказано, что жизнь с простатитом не будет беззаботной. К сожалению, некоторые пациенты, отметив улучшение в состоянии здоровья, на полпути прекращают лечение у специалиста и надоевшие походы в поликлинику на процедуры, и в дальнейшем сами занимаются врачеванием. Так вот, делать это не только нельзя, но и опасно.

Как происходит лечение простатита в клинике?

Уролог проводит лечение простатита и других заболеваний мочеполовой системы, основываясь на международных клинических рекомендациях. Это значит, что он используют не только свои профессиональные знания, но и ориентируется на научно доказанные и принятые во всем мире методы диагностики и терапии.

Наши врачи не назначают неэффективных препаратов и обследований «на всякий случай», не лечат несуществующих болезней. При постановке диагноза уролог опирается на данные, полученные в результате осмотра пациента, клиническую картину, данные лабораторных и инструментальных исследований.

О вреде самолечения

Не обладая достаточными знаниями в области медицины, самолечение может нанести только вред. Никакие народные способы, самостоятельно назначенные, не смогут принести пользы. Уролог должен стать главным другом и советчиком мужчины в борьбе с напастью. Только профессионал может подсказать, какими методами можно дополнить медикаментозное лечение. Помимо народной медицины, которая существенно помогает справляться с недугом, но только вместе с проведением традиционного лечения, существует еще и масса БАДов, наводнивших аптечные полки. Несведущий человек наивно полагает, что применение БАДов избавит его от простатита. Помните, что самолечение может привести к хронизации и прогрессированию заболевания!